Конспект НОД по реализации образовательной деятельности "Художественное творчество". Рисование натюрморта пастелью в средней зрительной группе "Что нам осень принесла"

Разделы: Коррекционная педагогика


Общеразвивающие задачи:

  • Развивать художественный вкус, эстетическое отношение к натюрморту, как особому жанру живописи.
  • Развивать речевую и познавательную активность, закрепляя знания детей о фруктах /форма, цвет, фактура/
  • Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с изоматериалами /пастель, краски, тампоны/
  • Поощрять самостоятельность и творчество.

Коррекционные задачи:

  • Развивать зрительное восприятие, тактильную чувствительность
  • Учить ориентироваться на ограниченной поверхности листа
  • Развивать навыки зрительно-двигательной координации.

Активизация словаря: натюрморт, душистый, ароматный, вкусный, сочный, красивый, полезный, гладкий, праздничный. нарядный, фруктовый, полезный, витаминный.

Предварительная работа:

1. Знакомство с натюрмортом: рассказ воспитателя, беседы.

2. Рассматривание картин, иллюстраций

3. Сенсорные и художественно-развивающие игры: "Угадай на ощупь и нарисуй", "Угадай по запаху и нарисуй". "Радуга", "Цветик - семицветик". "Составь натюрморт", "Подбери краски, которые художник использовал в своей картине"

Материал: листы тонированной бумаги, натуральные фрукты, репродукции картин П. П. Кончаловского "Яблоки на столе у печки", И.Е.Репина "Яблоки и листья", К.С.Петрова - Водкина "Яблоки на красном фоне", Ф.П.Толстого "Бабочка и птичка", карандаши простые, пастель, тампоны, колокольчик - кисточка.

Материал: Музыкальная композиция : "Если видишь на картине", открытка-приглашение, волшебная кисточка-колокольчик, тонированные листы бумаги, пастель, уголь, карандаши, тампоны- штампы.

Ход занятия

Звучит колокольчик.

Воспитатель: Это "королева - кисточка" нас приглашает в страну красок. А вы хотите в страну красок? Ответы детей.

Воспитатель: раз, два, повернись и в краски превратись. Дети поворачиваются вокруг себя, надевают разноцветные шапочки. Дети - краски. Воспитатель уточняет у детей цвет шапочек.

Воспитатель: Что бывает желтого, синего, красного, зеленого, фиолетового цвета?

Ответы детей: желтое солнце, спелый лимон, синее море, небо, красный огонь, зеленая сочная трава на лугу, фиолетовая спелая слива, как тучи перед дождем.

Воспитатель читает стихотворение:

"Без красок красоты на свете нет
Траве необходим зеленый цвет
И желтый солнцу, что на небе светит
Давайте же раскрасим все на свете
Давайте раскрасим
Пусть будет мир прекрасен".

Обращаю внимание детей на открытку - приглашение, читаю.

Воспитатель: Дети, в соседнем саду "Катюша" выставка натюрмортов. Вы хотите принять участие в этой выставке? /Ответы детей:/

Воспитатель: Тогда за дело. Давайте вспомним, что такое натюрморт? / это тихая жизнь вещей, неживая природа/ Ответы детей:

Дети, а кто прочитает стихотворение о натюрморте?

Ребенок читает стихотворение:

"Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт".

Воспитатель: Для чего художник рисует натюрморт? /Показать красоту неживой природы, красоту предметов, которые сделал человек/

Ответы детей. Показать красоту фруктов, овощей, цветов, посуды:

Воспитатель: Давайте полюбуемся этой красотой. Дети рассматривают репродукции с картин. / П. П. Кончаловского "Яблоки на столе у печки". К. С. Петрова-Водкина "Яблоки на красном", Ф. П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"/

Дети рассматривают выставку: / не более 1 минуты/

Воспитатель: Обращаю внимание детей на цветную салфетку. Снимаю салфетку. Дети видят натюрморт, составленный из вазы и натуральных фруктов: яблок и груш. Дети любуются, вдыхают аромат плодов:

Воспитатель: Дети, что это?/ натюрморт/ Из чего составлен натюрморт? Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, дети, что здесь самое главное? / ваза, она большая/ Что лежит в вазе? / яблоко, груша/

Воспитатель: Как лежат плоды? Ответы детей. Яблоко заслоняет грушу. Видно только половинку груши.

Воспитатель: Возьмите в руки фрукты. Расскажите, какие они?

Дети рассказывают о фруктах: отмечают форму, цвет, величину, фактуру, вкусовые качества

Ответы детей: яблоко круглое, красное, гладкое, тяжелое, сочное, хрустящее, сладкое, большое; груша зеленая, тяжелая, гладкая, мягкая, сочная, витаминная, полезная:

Воспитатель: В каких тонах выполнен натюрморт? / в красных, желтых, зеленых/

Ответы детей.

Воспитатель: На каком фоне составлен натюрморт? Ответы детей.

Физкультурная пауза: Зрительная гимнастика с королевой - кисточкой:

Мы художниками стали, / идут на месте/

Что хотим, нарисовали, /показывают ладошки/

Глазки смотрят высоко, глазки смотрят низко

/Поднимают глаза вверх не поворачивая головы/

Глазки смотрят далеко, глазки смотрят близко

Поморгали, поморгали и закрыли глазки

/выполняют движения по тексту/

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем рисовать натюрморт, состоящий из вазы и фруктов. Подумайте, что вам нужно для рисования (обращаю внимание детей на изоматериалы)

Дети садятся за столы с учетом зрительного диагноза (слабовидящие впереди, у детей со сходящимся косоглазием наклонные доски-мольберты)

Воспитатель: С чего начнем рисовать?

Ответы детей. Начнем рисовать с яблока. Оно заслоняет грушу. Грушу видно чуть - чуть.

Воспитатель: Где находиться яблоко? Справа или слева от груши? Где находиться груша?

Воспитатель: Приступайте к работе. Я знаю у вас получаться яркие, праздничные натюрморты.

Предлагаю гостям принять участие в выставке. Для них заранее приготовлены тонированные листы бумаги, мольберты, пастель, уголь, тампоны.

Звучит спокойный музыкальный фон. "Если видишь на картине: знай, что это натюрморт"

Использую сопряженный прием для тех детей, кто затрудняется. (Я рисую на своем листе бумаги, ребенок - на своем)

Предлагаю опорные схемы рисования для детей с ОВЗ.

Воспитатель: Вот как постарались краски. Нарисовали праздничные, яркие натюрморты. Они украсят любую выставку.

Звенит колокольчик. Королева - кисточка приглашает рассмотреть все рисунки и рисунки гостей тоже.

Вопросы для анализа:

Что ты сегодня рисовал?

Из чего составлен твой натюрморт?

В каких тонах выполнен твой натюрморт в теплых или холодных?

Какое настроение у твоей картины? / связать с цветом красок/

Воспитатель: Дети, королева - кисточка вам приготовила сюрприз. Закрывайте глаза.

Вношу фруктовый натюрморт из мармелада. Угощаю детей.

Воспитатель: "Краски", нам пора возвращаться в детский сад. Звенит колокольчик. Раз, два повернись и в детей превратись. "Краски" поворачиваются вокруг себя два раза.

Дети прощаются и уходят.