Интегрированный урок (химия + экология) по теме "Исследование качества воды"

Разделы: Химия, Экология


Цель урока - сформировать у учащихся единое, целое представление о состоянии водных ресурсов своего населенного пункта, как единицы субъекта федерации и страны в целом.

Задачи урока:

  • Используя методы научного познания определить сущность понятия загрязнение.
  • Сформировать исследовательские умения: анализа объектов с использованием физико-химических методов, установление причинно-следственных связей между фактами, выдвижение гипотезы, обоснование и проверка достоверности;
  • Реализовывать потребности подростка в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении химии, экологии.
  • Продолжить формирование образных, практических и логических умений учащихся: проводить эксперимент (исследование), анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал; способности транслировать знания и умения из одной области научного познания в другую - из химии в экологию и наоборот.

Используются методы обучения - словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля.

Структура урока:

  • Мотивация.
  • Введение в тему.
  • Погружение в тему, расширение знаний.
  • Постановка проблемы (выдвижение гипотезы).
  • Практическая деятельность (исследование).
  • Подведение итогов исследовательской деятельности (стадия первичной рефлексии).
  • Рефлексия.

Форма работы: групповая.

Оборудование и ТСО:

Мультимедийное сопровождение (компьютер, проектор (интерактивная доска), подключение к Интернету), презентация, набор химреактивов и лабораторного оборудования согласно инструкции по выполнению работы (приложение 2), раздаточный материал, пробы воды из трёх - четырех источников питьевой воды в населенном пункте.

Предварительная подготовка: одному из учащихся дается задание по анализу и информации об основных видах загрязнения вод в регионе (республике, области), наиболее загрязненных водных источниках, и подготовке аналитического сообщения на 3-4 минуты. Для презентации необходимо найти видеофрагменты о водных ресурсах области, региона и т.д.; фотографии рек, озер, источников воды близлежащих к населенному пункту (в приложении презентация основана на анализе вод п.Благоево Удорского районе Республики Коми).

Ход урока

В классе организована работа по группам - столы расставлены таким образом, чтобы сформировать такое количество групп, которое соответствует числу проб воды (оптимально 3-4 группы). У окон стоят столы для проведения химического анализа с соответствующими реактивами и лабораторным оборудованием. На столах раздаточный материал.

Начало урока. (Этап мотивации).

Учитель: Добрый день ребята! У нас с вами сегодня не совсем обычный урок химии. У нас сегодня урок-исследование. Вы скажете - мы всегда на уроках химии что-то исследуем! Но сегодня вы выступаете не просто в роли исследователей, а исследователей-экологов. (Слайд1) Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что мы с вами сейчас на берегу нашей реки.

Притча: жила-была на свете прекрасная вода - красивая, прозрачная. Она умела петь свои звонкие песни. Вода была нужна всем. Ей радовались люди, животные, растения. Но никто не заботился о ней. Стала вода грязная и мутная. Обиделась она и ушла под землю. Тяжело пришлось всем без нее. Стали люди просить воду вернуться обратно на землю. Вернулась она, но не вся и не везде. Это было давно, но и сейчас?вода?может исчезнуть навсегда, если ее не беречь (учащиеся открывают глаза).

(Слайд 2) Посмотрите - знакомы ли вам эти места? (смотрят на фоторяд - этап введения в тему).

Предполагаемый ответ учащихся - Да, это фотографии наших рек (озер и т.д.).

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учащиеся в ходе обсуждения формулируют тему урока: Исследование качества воды. (Слайд 3)

Учитель: какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся: исследовать качество воды в нашем поселке (Слайд 4).

Учитель: для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану:

Проанализируем состояние водных ресурсов нашей республики (области, региона).

Определим основные виды загрязнений воды.

Исследуем качество воды из источников нашего поселка.

Учитель: У вас на столах находится Карта уровня запасов водных ресурсов регионов России. Если представить, что Республика участвует в Олимпийских играх, то на какое место вы бы поставили её по запасам водных ресурсов? (этап погружения в тему, расширения знаний).

Учащиеся в группах анализаруют карту, обсуждают и определяют место, озвучивая результаты.

Учитель: Давайте сверим ваши предположения со статистическими данными (Слайд 5 (видеофрагмент). Анализируем иформацию из видеофрагмента и собственные суждения о месте республики. Открываем сайт Геопортал РК, интерактивная карта, Удорский район).

Учитель: Теперь рассмотрите карту Удорского района, что вы скажете о водообеспеченности нашего района? (увеличиваем карту до рамок поселка) И нашего поселка?

Учащиеся отвечают, что наш район, как и поселок достаточно обеспечены водными ресурсами, так как здесь протекают крупные реки Мезень, Вашка, с огромным количеством притоков.

Учитель: Действительно, наша республика, как и район, и наш поселок, достаточно обеспечены водными ресурсами, но почему тогда в некоторых населенных пунктах наблюдаются проблемы с обеспечением питьевой водой?

Учащиеся: Вода загрязнена и непригодна для питья.

Учитель: А что значит, по вашему, понятие "загрязнение"?

Учащиеся выдвигают предположения: это наличие каких-то веществ, которые наносят вред человеку, его здоровью, окружающей среде.

Учитель: Да, ребята, вы правы (Слайд 6). А вот какие вещества являются загрязнителями вод в нашей республике нам сейчас расскажет ____(сообщение ученика).

Учитель: Исходя из информации, как вы думаете, почему именно эти реки (источники) наиболее загрязнены? (вернуться к интерактивной карте)

Учащиеся, проанализировав расположение загрязненных рек на карте республики, делают вывод, что эти реки (озера) протекают рядом с крупными промышленными и нефтедобывающими центрами и именно эти предприятия и являются основными источниками загрязнения. Крупные города сбрасывают сточные воды в реки, также увеличивая загрязнение.

Учитель: Для определения загрязнения учеными по результатам многолетних наблюдений были составлены Санитарно-гигиенические нормы по питьевой воде, в которых прописано максимальное содержание различных веществ, которое не нанесет вреда. При выполнении исследования вы будете опираться на эти нормы, которые есть у вас на столах.

Учитель: Вы конечно правы ребята. А что в таком случае, вы скажете о состоянии воды и её качестве в нашем поселке? Соответствует ли она нормам СанПиН 2.1.4.1074-01?

Учащиеся: Да, вода в нашем поселке, скорее чистая, чем грязная.(этап постановки проблемы - выдвижение гипотезы)

Учитель: Почему вы так решили? Давайте выдвинем гипотезу.

Учащиеся: Исходя из причин загрязнения, можно сказать - так как в нашем поселке нет крупных промышленных предприятий, то вода у нас должна быть чистой (Слайд 7).

Учитель: (Этап практической деятельности) Для анализа качества воды мы возьмем три пробы (слайд 8). Пробы пронумерованы, чтобы вам было интереснее работать. Каждая из ваших групп получит только одну пробу. Работа будет проходить согласно инструкции - она на ваших столах, результаты нужно внести в бланк (см.приложение). Оценку качества вода по результатам исследования вы должны внести в сводную таблицу на доске. Для анализа вам потребуются вспомогательные материалы - таблицы качества, они также находятся на ваших столах. Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с химическими реактивами и нагревательными приборами. Необходимые реактивы и оборудование находится на лабораторных столах. Время на выполнение работы и вывод результатов - 15 минут.

Учащиеся приступают к выполнению исследованию. Учитель следит за выполнение работы, консультирует ребят по ходу выполнения заданий.

Учитель: Итак, вы закончили практическую часть нашего исследования, и к какому заключению вы пришли? (Этап первичной рефлексии)

Ученики оглашают результаты работы, вносят полученные данные в сводную таблицу на доске и делают общий вывод - вода в нашем поселке соответствует санитарно-гигиеническим нормам и отличия от бутилированной воды в ней не наблюдалось. Учитель сообщает ребятам какие пробы были под номерами. (Слайд 7) - подтверждение гипотезы.

Учитель: Думаю, что мы все рады тому, что вода в наших источниках чистая. Но самое главное, и вы, надеюсь, со мной согласитесь, сохранить и в дальнейшем эту чистоту. Какие меры вы можете предложить для сохранения чистой воды в нашем поселке, а также республики и страны в целом?

Учащиеся в течение 1 минуты обсуждают в группах и оглашают свои предложения по сохранению чистой воды.

Учитель: (Рефлексия) Ваши предложения очень ценны и полны здравого смысла. Надеюсь, что в будущем, вы постараетесь воплотить эти предложения в жизнь. В заключение нашего урока-исследования я предлагаю вам составить синквейн о воде (слайд 9). На составление синквейна не более 2 минут.

Учащиеся оглашают получившиеся синквейны.

Учитель: Я благодарю вас за проделанную сегодня на уроке работу. Думаю, что полученные сегодня знания помогут вам в вашей жизни, и вы будете, по прежнему, беречь окружающий вас мир.

Домашнее задание: (записано на доске)

1. Предложите 3 способа очистки воды в различных условиях (дома, на природе).

2. Найдите 5 пословиц коми народа о воде.

Учитель: Спасибо. Урок окончен.

Приложение 3.

Приложение 4.