Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока: совершенствование навыков выполнения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, умение применять свои знания при решении задач.

Задачи урока.

Обучающая:

  • отработка применения правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Закрепление навыка при решении задач.

Развивающая:

  • развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность.

Воспитывающая:

  • формирование интереса к учению, воспитание патриотизма, любви к родному краю и историческим ценностям.

Метод: диалогический

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор

Ход урока

I. Устные упражнения.

1.: Вычислите:

а) 9/19 + 3/19 г) 7/8 - 5/8

б) 6/100 + 21/100 д) 12/16 - 5/16

в) 3/21 + 18/21 е) 7/33 - 2/33

2. По ходу устного счета сформулировать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей.

3. Ученик прочитал 4/7 книги. Какую часть книги ему осталось прочитать?

4. Решить уравнение (m + 2) = 8

II. Основная часть.

1. Вступительное слово учителя:

"Сегодня мы поговорим на нашем уроке о знаменательной дате, 457-летии добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства".

Ученица 5 класса в течение 2-3 минут рассказывает об исторической дате (приложение № 1). О процессе воссоединения Башкирии и России. (Материал можно взять из учебника Культура Башкортостана 5 класс). После этого учитель предлагает детям решить ряд задач.

2. Задача №1.

После завершения добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства Русский царь стал переселять в Башкирские земли разные народы. В Башкирию переселились русские, чуваши, татары, удмурты и так далее. Башкирия стала многонациональной Республикой. И по сей день Башкирию населяют много разных народов, живущих в мире и согласии.

Давайте рассмотрим следующую таблицу:

Всё население Башкортостана составляет 3945000 человек.

Башкиры 1/5 789 000
Русские 2/5 1578 000
Татары 3/10 1?183 500
Чуваши 3/100 118 350
Марийцы 3/100 118 350
Украинцы 2/100 78 900
Мордва 8/1000 31 560
Удмурты 6/1000 23 670
Другие 14/1000 55 230

Учитель распределяет задание по рядам:

1.

1 ряд. Вычислите количество людей башкирской, русской, татарской национальностей.

2 ряд. Вычислите количество людей марийской, чувашской, украинской национальностей.

3 ряд. Вычислите количество людей мордовской, удмуртской и других национальностей.

По таблице ответить на следующие вопросы:

Какую часть всего населения Башкирии составляют башкиры и русские?

Какую часть всего населения Башкирии составляют чуваши, марийцы и украинцы?

Какую часть всего населения Башкирии составляют мордва, удмуртская и другие национальности?

2. Решить задачу:

Все население Башкортостана делится на городское и сельское население. Городское население Башкортостана составляет 7/12 части всего населения. Какую часть всего населения составляет сельское население?

3. Символ великой дружбы.

Ученица 5 класса рассказывает о Монументе Дружбы.

В 1957 году отмечалось 400-летие добровольного присоединения Башкортостана к Русскому государству. 14 июня того же года, состоялась закладка памятника, была установлена мраморная доска. Монумент Дружбы был открыт 7 августа 1965 года.

Тридцати пяти метровый гранитный обелиск поднялся в небо на возвышенном берегу реки Белой. (Детям показывается изображение этого памятника).

У основания обелиска спокойно и величаво сидят аллегорические женские фигуры - башкирка и русская. Авторы М.Ф. Бабурин, Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев, Г.И. Гаврилов.

4. Решите задачу двумя способами. (1 ученик решает на доске)

Высота монумента Дружбы 35 м. Высота стелы 5/7 высоты всего памятника, высота женских фигур 1/7 часть высоты всего монумента. На сколько метров высота стелы больше высоты женских фигур?

Решение: 1 способ.

5/7 - 1/7 =4/7(ч) - больше высота стелы

35 : 7 *4 = 20 (м) - на 20 метров высота стелы больше, чем высота женских фигур.

2 способ:

1) 35 :7 *5 = 25 (м) - высота стелы.

2) 35 :7 *1 = 5 (м) - высота женских фигур.

3) 25 - 5 = 20 м) - на 20 метров высота стелы больше, чем высота женских фигур.

Ответ: на 20 метров высота стелы больше высоты женских фигур.

5. Побеседовать с детьми о столице Башкортостана (1-2 минуты), (презентация о городе Уфа, дети выступают с небольшим сообщением)

Решим задачу:

В Республике 11 ведущих вузов и обучается там 55?000 студентов. В городе Уфа 6 высших учебных заведений. Какую часть всех вузов составляют высшие учебные заведения города Уфа?

Какую часть составляют высшие учебные заведения других городов республики? Насколько больше студентов обучается в городе Уфа, чем в других городах республики?

6. Решить № 1012 в) (учебник) (1 ученик на доске)

№ 1021 (учебник) (1 учебник на доске реш.3)

Остальные дети решают самостоятельно, а затем сверяют решение с решением на доске.

№ 1012 в) Найти значение выражения:

3/14 + 6/14 + С, если С = 1/14; 2/14

Упростим данное выражение.

3/14 + 6/14 + С = 9/14 + С

Если С = 1/14, то 9/14 + 1/14 = 10/14

Если С = 2/14, то 9/14 + 2/14 = 11/14

Ответ: при С = 1/14, значение выражения 10/14, при С = 2/14, значение выражения 11/14

№ 1021

Решить на доске, предварительно разобрать.

5/13 - 2/13 = 3/13 (ч) - на 3/13 части первый рассказ занимает в книге больше, чем второй.

12 : 3 *13 = 52 (стр.) - в книге

Ответ: 52 страницы в книге.

III. Самостоятельная работа.

Выполните действия.

1 вариант. 2 вариант
1.а) 6/13 + 5/13

б) 27/100 + 52/100

а) 11/17 + 3/17

б) 27/100 + 52/100

в) 5/8 - 2/8

г) 7/19 - 1/19

в) 7/15 - 3/15

г) 9/17 - 1/17

д) 15/29 - 9/29

е) 37/100 - 28/100

д) 5/7 - 2/7

е) 8/10 - 7/10

2. Сухой компот состоит из яблок, слив и груш. Сколько кг. Груш в 21 кг. компота, если яблоки составляют 4/7 этой массы, а сливы 1/7? 2.Расстояние от города до села равно 32км., велосипедист проехал за 3 часа. В первый час он проехал 7/16 этого расстояния. Во второй час 5/16. Сколько проехал велосипедист в 3час?
3. Решим уравнение. Решите уравнение.
Х + 13/31 = 14/31 Х + 9/27 = 16/27

IV. Домашнее задание.

№ 1041 е), ж), з)

1042 б)

1047

Придумать задачу о школах города Кумертау. Данные найти самостоятельно.

V. Подведение итогов.

1. Побеседовали о том, что нового узнали учащиеся на этом уроке.

2. Выставление оценок.

Приложение.

Презентация.