Тема урока: "Летим?" (Несвободный мир в рассказе Виктора Пелевина "Затворник и Шестипалый")

Разделы: Литература


Знал я всегда, что покину
этот безжалостный мир
Но что так это будет, не думал...
В. Пелевин “Затворник и Шестипалый”.

Цель урока:

  • выделить основные проблемы произведения;
  • проанализировать возможности и стремления людей к нравственному самосовершенствованию;
  • осмыслить авторскую позицию.

Задачи урока:

  • связь с жизнью;
  • нравственные и эстетическое воспитание;
  • активизация мышления учащихся.

Учитель: Виктор Пелевин... Имя, ставшее известным в 90-е годы в XX века.

Слово о В. Пелевине (краткое сообщение ученицы).

Виктор Олегович Пелевин (родился в 1962 году) – московский прозаик автор нескольких романов и сборников рассказов. Его писательская карьера приходится на 90-е годы за несколько лет из незначительного автора авангардной прозы, известного лишь в узких кругах, он превратился в одного из самых популярных и читаемых писателей. Его тексты часто переиздаются, активно переводятся за рубежом.

Писатель получил два высших образования: в Московском энергетическом институте (по специальности электромеханик) и в Литературном институте, работал инженером и журналистом. В частности, он готовил в журнале “Наука и религия” публикации по восточному мистицизму. Первая литературная публикация – сказка “Колдун Игнат и люди” в 1989 году в журнале “Химия и жизнь”.

Удостоен многих литературных премий, в том числе Малой Букеровской премии за сборник “Синий фонарь”, а рассказ “Затворник и Шестипалый” в 1990 году получил премию “Золотой шар – 90”.

Учитель: Сам Пелевин пишет о себе так: “Боже мой, да разве это не то единственное, на что я всегда только и был способен – выстрелить в зеркальный шар этого мира из авторучки?”

Просмотр фрагмента мультфильма “Затворник и Шестипалый” (4 мин.).

Беседа:

– Чем необычны герои? (Шестипалый – Курица, у которого шесть пальцев на каждой лапе, отсюда и прозвище: у него есть друг и наставник – Затворник, у него по пять пальцев, но он прожил много циклов и указал Шестипалому цель.)

– Что известно о героях? (Такой характеристики героя, как портрет, нет. Образ героя сводится к проблеме функционирующего сознания (техника “потока сознания”). Что может хотеть курица больше всего – конечно летать.)

– Место действия? (Комбинат им. Луначарского “Нам мир представляет собой правильный восьмиугольник. равномерно и прямолинейно движущийся, в пространстве. Здесь мы готовимся к решительному этапу, венцу нашей жизни. По периметру мира проходит так называемая Стена Мира, объективно возникшая в результате действия законов жизни. В центре мира находится двухъярусная кормушка-поилка, вокруг которой издавна существует наша цивилизация. Положение члена социума относительно кормушки-поилки определяется его общественной значимостью... ”).

– Почему прогнали из социума Шестипалого? Почему он боится темноты? (Не такой, как другие: шестипалый. В темноте страх перед одиночеством удваивался.)

– Что представляет собой мир, в котором живут герои? Мир, по мысли Шестипалого и Затворника? (“Всегда поражался как здесь все мудро устроено. Те. кто стоит близко к кормушке-поилке, счастливы в основном потому, что все время помнят о желающих попасть на их место. А те. кто всю жизнь ждет, когда между стоящими впереди появляется щелочка, счастливы потому, что им есть на что надеяться в жизни. Это ведь и есть гармония и единство”.)

Учитель: обратимся к эпиграфу... “безжалостиый мир”

– Где лучше? (В том-то и трагедия, что нигде! Работа спасает.)

– Что такое свобода, в понимании героев?

(– Свобода? Господи, да что это такое? – спрашивала Одноглазка и смеялась. – Это когда ты в смятении и одиночестве бегаешь по всему комбинату, в десятый или в какой там раз увернувшись от ножа? Это есть свобода?
– Ты опять все подменяешь,– отвечал Затворник. – Это только поиски свободы. Я никогда не соглашусь с той инфернальной картиной мира, в которую ты веришь. Наверное, это у тебя оттого, что ты чувствуешь себя чужой в этой вселенной, созданной для нас.
– А крысы верят, что она создана для нас. Я это не к тому, что я согласна с ними... Ты говоришь, что эта вселенная создана для вас? Нет, она создана из-за вас\ но не для вас.)

Учитель:

– До чего же печален этот мир, – говорит один из героев рассказа. (Шестипалый.)
–Но в нем есть что-то такое, что оправдывает самую грустную жизнь, – возражает ему другой. (Затворник.)
– Так что же это такое? Что оправдывает самую грустную жизнь? Без чего невозможно жить? Что есть смысл жизни? Любовь!

  • Любовь – это то, что помогает тебе удерживать голову над водой...
  • Любовь – это то, из-за чего каждый находится там, где он находится...
  • Любовь придает смысл тому, что мы делаем, хотя на самом деле его нет...

Основная идея произведения – любовь. Без нее ничего не живет.

Данте: Любовь, что движет солнце и светила...

Маяковский: Любовь – это сердце всего.

Мандельштам: И море, и Гомер – все движется любовью...

– Автор предлагает читателю притягательную игру – угадывание первоисточников на основе ассоциативности, цитатности.
– А ещё о каких вечных проблемах говорится в произведении? (Жизнь – смерть.)
– А теперь о главной цели. Что такое полет? (Ты должен стремиться к лучу, а не оставаться в темноте. Мы живы до тех пор, пока у нас есть надежда. Надо осуществлять свои мечты.)

Что изменилось, когда Шестипалого заметили Боги? (А дальше Шестипалый сам стал богом, только у куриц, естественно. Только у куриц, естественно. Такой чести он удостоился за кусок синей изоленты на ноге и особое внимание “больших богов” к его шестиножью. Грех избыточный вес.)

– Почему путь героев изображен

(В горизонтальной плоскости лежит замкнутый, жестокий, несвободный мир, символом которого стал комбинат им. Луначарского.)

– Как вырваться из несвободы этого мира?

(Есть два пути:
1) как Одноглазкавниз:
2) и вверх!, научившись летать.)

Что хотел сказать нам автор? (Автор ничего “не хочет сказать”, и все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает из текста самостоятельно.
Стоит ли лететь дальше?
Летим?!)

Приложение.

Словарь.

Затворник – 1) отшельник; чуждающийся людей;
2) в старину: отшельник, давший обет не выходить из кельи;
3) перенос.: редко выходить из дома, чуждаться людей.

(Социальный статус героя определяется типом конфликта в произведении, который заключается в сознательном нежелании асоциального героя принадлежать обществу. Данный конфликт связан с жизнью сознания героя: бесконечный характер сознания героя не приемлет никаких внешних ограничений, в том числе и тех, которые накладывает жизнь в социуме.)

Подтекст – неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста; скрытые ассоциации, основанные на повторе, сходстве или контрасте отдельных элементов текста; вытекает из контекста.

Контекст – законченное смысловое целое, определяющее звучание всего текста; конкретное содержание произведения, в пределах которого выявляется точное звучание слова или фразы.

Сверхтекст (интертекстуальность) – связь между текстовыми образами и внетекстовой реальностью (привлечение читателя к “досознанию” художественного мира произведения); смысл, который возникает помимо воли и замысла автора.