Тема урока: "Национальный состав населения России"

Разделы: География


Цели:

1. Познакомить с особенностями этнического, национального состава России, С размещением народа по территории страны.
2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование: Стенные карты: “Политико-административная карта России”, “Народы России”, словари, атласы России, презентация, лист учета (для учащихся).

Ход урока

1. Организационный момент.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Зима, холод, мороз, как-то зябко. А посмотрите вдалеке дома, окна светятся. В доме, наверное, уютно, тепло. И вот я хочу, чтобы сегодня у нас на уроке было тепло, уютно и комфортно всем.

Объявление темы и цели урока.

Дорогие дети, в ближайшие 40 минут, мы снова сможем погружаться в головокружительное многообразие нашей России. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.

Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на слайде:

ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ многонациональность

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?
– С чем связаны эти понятия?
– Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?

Верно. Сегодня на уроке, мы продолжим тему население России и узнаем: каков национальный состав населения России и как он менялся.

Запишите тему урока: “Национальный состав населения России”.

Я раздаю вам технологические карты. Посмотрите на задание и попробуйте сформулировать умения, которыми вы прирастете к концу урока.

Умения:

– определяю по таблице крупнейшие народы России;
– выявляю различия между людьми разной национальности;
– определяю языковую группу и языковую семью по карте народов России;
– выявляю самые многонациональные территории России;
– даю определение “титульный народ”;
– сопоставляю политико-административную карту и карту народов.

Ребята, это учебные умения. А какими умениями мы еще будем пользоваться?

Метапредметными: работаю с картой, таблицей, составляю таблицу, оцениваю себя, делаю выводы.

Изучение новой темы.

Вводное слово.

Как мы уже говорили, наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. В нашей стране проживает огромное количество народов, больших и малых, более 120.

Задание 1. По данным таблицы определите крупнейшие народы России по их численности и расставьте их в порядке убывания численности. Ответ запишите в тетрадь.

Отвечают.

В России проживает более 120 народов. А каков национальный состав населения нашего Красноярского края? Русские, армяне, украинцы, даргинцы, греки, ногайцы, цыгане, карачаевцы, азербайджанцы, туркмены, чеченцы, татары, белорусы, грузины, немцы, осетины, турки, аварцы, корейцы...

Наше село: 11 наиболее распространенных национальностей: русские, украинцы, немцы, белорусы, чуваши, татары, армяне, казахи, таджики, киргизы, марийцы...

Наша школа тоже многонациональна.

Задание: провести исследование на тему “Национальный состав учащихся и работников Устюжской школы”.

Народов много и все они разные.

Задание 2. Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. Какой признак самый главный?

Россия – страна многонациональная. Каждая нация имеет свой язык значит Россия и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Есть ли похожие языки? Да некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Почему? Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков.

По сходству языков народы России относят к 4 большим языковым семьям. Классификация народов по признаку близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

Откройте атлас – на странице 13 “Народы России”. Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.

Задание 3. Составьте таблицу классификации народов по языковой принадлежности, выписав для каждой языковой семьи – группу и примеры народов, входящих в эту группу.

– Какая языковая семья самая многочисленная? Да. 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.
– Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?
– Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?
– По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы?
– Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?
– А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

Задание 4.

Посмотрите на карту народов и ответьте на вопрос: Какие территории России отличаются пестрым национальным составом?

Итак, мы видим, что наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, в Поволжье и на юге Сибири.

Многие народы рассредоточены по всей территории России. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения.

К доске – показать самые многонациональные территории.

Задание 5. Дайте определение “титульный народ” и приведите их примеры.

Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос).

Запись определения в тетрадях

Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним из таблицы, которая находится у вас на столах, какие же это территории? Покажите их на карте России.

К доске.

Народов много. У всех свои традиции, образ жизни, обычаи. И все мы стараемся жить дружно. В Конституции РФ записано:

Статья 19 К.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Огромное количество народов населяют Россию. Чем же народы друг от друга отличаются? Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ , у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Что же необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?

Варианты ответов: жить в мире, терпимо относиться друг к другу и к людям другой национальности и религиозной принадлежности.

Кроме того, что вы сказали, также необходима политическая стабильность в стране, экономическое благополучие, соблюдение законов. А нам с вами необходимо научиться быть толерантными. Кто знает, что обозначает это слово? Учитель прослушивает варианты ответов.

Толерантность – эго терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Давайте подытожим пройденный материал и составим синквейн. КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА, СЛОВО – национальный состав.

Заслушиваются варианты.

Рефлексия. Что нового для себя узнали?

– Важна эта тема лично для вас, для страны? Почему?
– Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему?

С какими заданиями справились? Над чем нужно поработать?

Домашнее задание:

1) Провести исследование “Национальный состав учащихся и работников Устюжской школы”.

2) Презентации на тему: “Традиции народов России”.

3) Параграф 13 в рабочей тетради.

Результат. Умения.
Определяю по таблице крупнейшие народы России.
Выявляю различия между людьми разной национальности.
Определяю языковую группу и языковую семью по карте.
Выявляю самые многонациональные территории России.
Даю определение “титульный народ”.
Сопоставляю политико-административную карту и карту народов.

Задание 1. Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численности и расставьте их в порядке убывания численности. Ответ запишите в тетрадь.

Задание 2. Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. Какой признак самый главный? Ответ запишите в тетрадь.

Задание 3. Составьте таблицу классификации народов по языковой принадлежности. Выписав для каждой языковой семьи – группу и примеры народов, входящих в эту группу.

Задание 4. Посмотрите на карту народов и ответьте на вопрос: Какие территории России отличаются пестрым национальным составом?

Задание 5. Дайте определение “титульный народ” и приведите их примеры.

Задание 6. Составьте синквейн.

Ключевая фраза – национальный состав России.

Национальность Численность, чел. в %
1 русские 115 889 107 79,83
2 башкиры 1 673 389 1,15
3 белорусы 807 970 0,56
4 татары 5 554 601 3,83
5 чеченцы 1 360 253 0,94
6 чуваши 1 637 094 1,13
7 украинцы 2 942 961 2,03
8 армяне 1 130491 0,78
9 аварцы 814 473 0,56
10 мордва 843 350 0,58

Республика Коренная национальность, % Доля русских, %
1 Чеченская 87,7 8,2
2 Дагестан 80,2 9,2
3 Ингушская 70,7 23
4 Чувашия 68 22
5 Тыва 64 32
6 Кабардино-Балкария 57,6 30
7 Северная Осетия (Алания) 53 29,9