Творчество Л.Н. Толстого для детей

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательная: познакомить детей с биографией и творчеством Толстого Л.Н., обучать выразительному чтению выявлять мотивы и причины поступков героев;
  • развивающая: развивать устную речь, внимание, мышление, любознательность;
  • воспитательная: воспитывать чувство долга , ответственности, прививать любовь и внимание к близким, к природе, желание беречь всё живое.

Средство обучения: мультимедиаустановка ,экран ,компьютер, книги для детей Толстого Л.Н., карточки с заданиями, костюмы для инсценировок, выставка книг писателя.

Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в новую тему.

3. Включение в систему знаний и повторение.

4. Творческая работа учащихся.

5. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент - Как вы думаете, кто мог сказать о себе? “Не называйте меня ваше сиятельство - меня зовут Львом Николаевичем так и зовите меня.”

Слайд №1. Портрет Толстого Л.Н. кисти Репина - (Учитель читает) Этот живописный портрет принадлежит кисти Репина И.Е. Он писал о Толстом. “Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненно властелин. Ни у кого не хватит духу подойти к нему с проста. Но это добрейшая душа, деликатнейший из людей и истинный аристократ по манерам и особому изяществу речи. Как свободно и утончённо говорит он на иностранных языках! Как предупредителен, великодушен и прост в жизни. Не встречал я более заразительно смеющегося человека..”

2. Введение в тему урока. Слайд №2 Тема урока: Творчество Толстого Л.Н. для детей.

1. Что мы знаем о писателе.

2. Вспомним произведения писателя.

3. Проверим хорошо ли они вам известны

4. Покажем выразительное чтение.

- Покажите какие книги Толстого вы принесли. Произведения каких жанров писал Толстой?

3. Включение в систему знаний и повторения. Слайд №3 Портрет писателя в библиотеке.

(ответы детей,открываются виды жанров)

1. Сказки

2. Рассказы

3. Былины

4. Басни

5. Познавательные рассказы

- А какие произведения читали вы? (называют)

Слайд №4 В Ясной поляне.

- Попробуйте ответить на вопросы.

1. В каком году родился Толстой Л.Н.(1828)

2. Где родился писатель? (В усадьбе Ясная поляна Тульской области)

3. По рождению и воспитанию Толстой Л.Н. принадлежал к высшей помещичьей знати в России … Какой? (граф, пояснение данных слов)

4. Какими языками владел Толстой Л.Н.(после ответов учащихся высвечивается слайд)

Слайд №5

Свободно владел: английским, французским, немецким языками.

Читал: на итальянском, польском, чешском и сербском.

Знал: греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский.(добавить - изучал древнееврейский, турецкий и др..языки)

5. Где и для кого Лев Николаевич устроил школу? (в своём имении в Ясной Поляне)

6. По каким учебникам он учил детей (написал сам) “Азбука” и “Четыре русских книги для чтения”.

- А сейчас мы посмотрим картины из жизни Льва Николаевича.

Слайды №6 , №7, №8

“На пашне”, “С женой и детьми”, “Отец Толстого”

Слайд № “ Новая азбука”-Эту азбуку Лев Николаевич подарил сыну.Это подарочный экземпляр.

- В нашей библиотеке тоже есть “Азбука”- показать .

- В этой “Азбуке” есть и интересные загадки.Одну из них я вам загадаю.

Слайд №10

Что краше света, что выше леса, что чаще леса, что без кореньев  что безызвестно?

- Красив и культурен язык писателя.

- Знаю трудная загадка, просим помощи?

(ответы детей)

Читаем все Слайд №11 Ответ на загадку.

Краше света – красное солнце,
Выше леса- светел месяц
Чаще леса- часты звёзды
Безызвестна – Божья воля

Ребята, кто хочет узнать ещё интересные загадки прочитайте из в этой Азбуке.

Выразительное чтение - Кто желает показать свое чтение,берите карточки с текстом.

- Вы нам прочитаете отрывки из произведений, слушающие ответят из какого произведения Льва Николаевича эти строки.(карточки прилагаются)

- Я предлагаю вам по ролям прочитать сказку “Как мужик гусей делил”

- Что наказано в этой сказке? (жадность)

- Послушайте былину “Святогор-богатырь”

(читает ученик)

- Что даёт человеку земля , если её любишь? (силу)

Чтение по ролям

 

 

Творчество детей

- Ребята подготовили инсценировку сказки Л.Н.Толстого “Тетерев и лиса” и предлагают вашему вниманию.

- Кто оказался хирее?

- И ещё одна сказка “Сказка про мышонка”

- Чему эта сказка научила вас?

- Молодцы, ребята!

- Многие рассказы Льва Николаевича состоят всего из нескольких строк, автор переделывал их десятки раз, добиваясь чтобы в них не осталось ни одного лишнего слова.

Закреплеие материала Проведём викторину и посмотрим хорошо ли вы знаете рассказы Толстого.

Слайд №12 Впросы

1. В каком городе происходили события рассказа “Лев и собачка” (в Лондоне)

2. Почему Толстой в рассказе “ Булька”называет собаку –мордашка?(бульдог)

3. Назовите кличку собаки из рассказа “Пожарные собаки” (Боб)

4. Как называется рассказ , в котором мальчик Ваня без разрешения съел сливу? (косточка)

5 -.Куда ты собрался?

- В школу.

- Ты ещё мал не ходи. (Филиппок)

6. Как звали детей из рассказа “Котёнок”. Кто из них спас котёнка и от кого? (Вася и Катя.Спас мальчик от собаки)

- Чему учат произведения Л.Н.Толстого

(добру, вниманию ,вежливости, говорить правду, любить ближних.)

- Молодцы!

- А теперь давайте вспомним, какие уроки жизни

Давал своему внуку Серёже Лев Николаевич (ответы детей)

Рефлексия Слайд №13

1. Делай по возможности всё сам (не будь барином)

2. Не будь назойлив.

3. Будь внимательным

4. Не надо жадничать

5. Не нервничай, держи себя в руках

6.Будь твёрд и стоек

7.В игре, в спорте, в труде – будь разумен

8.Будь организованным

9.Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся

10.Имей собственное мнение

Итоги урока - Я думаю эти уроки вам в жизни очень помогут.

- Ребята, наш урок подошёл к концу. Как вы думаете добились ли мы поставленных целей?

(ответы детей)

- Вы уже обратили внимание на то , что на доске разбросаны слова. Попробуйте собрать из них пословицы.

(собирают на магниты)

1. Чтение - лучшее учение.

2. Землю красит солнце, а человека труд.

3. Кто мало говорит, тот много делает.

- А которая из них может стать девизом нашего урока? (ответы детей)

- (на доске слова НАШ УРОК и имена прилагательные: полезный, скучный, поучительный, познавательный, плохой, бесполезный, грустный, человечный.)

- Найдите нашему уроку нужные слова.

Слайд №14

(портреты писателя)

Произведения Л.Н.Толстого помогут тебе лучше понять окружающий мир , радости и печали людей, красоту русского языка. Не бойся трудностей. Преодолевая их, ты становишься мудрым и сильным.

- Я желаю вам быть такими!

- Спасибо за урок!

Литература “Азбука” Л.Н.Толстого Издательско-полиграфическое объединение “Лев Толстой” Тула. 1994г.

Кутявина С.В. “Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс М: “ВАКО”. 2006г.

Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 кл. пособие для учителя В.И.Горевая и др.- М. ,Гуманитар , изд.центр ВЛАДОС , 2007

Байкова М.И.., Гостимская Е.С. “Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М:ВАКО 2004 г.

Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 12 томах. Том 11. Москва, издательство “Правда”. 1984г.

Интернет-ресурсы.

Приложение

(карточки)

1. Стар дед очень стар. Ноги у него не ходили , глаза не видели ,уши не слышали ,зубов не было. И когда он ел , у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать , а давали ему обедать за печкой. (Старый дед и внучек)

2. Когда я был маленький меня послали в лес за грибами .Я дошёл до лесу ,набрал грибов и хотел иди домой .Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб .Блеснула молния, такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. (Как мальчик рассказывал про то ,как его в лесу застала гроза.)

3. На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их ,как убрать камень и сколько это будет стоить.

4. На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. (Акула)

5. Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа верелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала ,делала смешные рожи передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются. (Прыжок)