Педагогическое общение с детьми

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Цели педагогического общения

По целям общение можно разделить на биологическое и социальное.

Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.

Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида.

Цели профессионально-педагогического общения, прежде всего, обусловлены целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами. Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами по работе, учениками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности.

Взаимодействие педагога со своими воспитанниками должно способствовать ориентации воспитанника в мире художественных ценностей, воспитывать любовь к музыке, к инструменту. Культура способна задать каждому из нас систему ценностных представлений, послужить базой для постановки и реализации познавательных, практических и личностных задач. В то же время, само по себе нахождение ученика на уроке не всегда способствует тому, чтобы он познал законы музыки и творчества.

Процесс принятия и присвоения ценностей, называемый ин-териоризацией, включает ряд условных этапов:

  • познание ценности (например, на уроке - знакомство с пьесой);
  • перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык (раскрытие образа в музыке, то, что ребенок видит в пьесе);
  • активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается (исполнение пьесы на инструменте);
  • включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей (пьеса становится любимой);
  • изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания ценности (люблю или не люблю музыку, инструмент).

Если личная встреча школьника с культурной ценностью не состоится, то она останется вне ученика и будет для него непонятной и ненужной. В результате "за бортом" сознания ученика могут остаться шедевры искусства, музыки, эстетические и нравственные ценности общества.

2. Функции педагогического общения

Педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности .

Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера. Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения учитель выступает перед учащимися как один из основных источников учебной информации в области музыки. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.

Воспитательная функция профессионально-педагогического общения занимает или, по крайней мере, должна занимать центральное место. Ведь один из главных смыслов взаимодействия с педагогом заключается в том, чтобы способствовать приобщению растущего человека к сложившейся в обществе системе культурных и нравственных ценностей, к культуре общения с окружающими людьми.

Функция познания людьми друг друга также является одной из важнейших в общении. Педагогу важно знать особенности физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого из своих учеников, особенности его отношений к учению, труду, людям, самому себе. Учащимся также далеко не безразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и как человек? Поэтому через общение и совместную деятельность педагог и ученики познают друг друга.

В педагогическом общении реализуется функция организации и обслуживания учебной деятельности. Именно благодаря общению педагог направляет мысль учащихся в определенное русло урока, акцентирует их внимание на интересных музыкальных явлениях и процессах, предлагает запомнить определенные действия, движения при игре на инструменте конкретные имена композиторов, различные музыкальные стили, жанры и термины, являющиеся системообразующими в данной области знаний. Через общение учитель получает информацию и об эффективности организации познавательной и практической деятельности учеников: как они поняли учебный материал? Насколько хорошо умеют использовать новые знания для решения исполнительских задач? Таким образом, выполняя как бы вспомогательную роль, общение существенно влияет на качество педагогической деятельности.

Благодаря общению осуществляется эмоциональная заражаемость учащихся, поднимается их настроение, возникает задор. Особенностями общения объясняется желание учащихся выполнять деятельность, предложенную одним учителем, и отторжение той же самой деятельности, предложенной другим педагогом. Именно этим объясняется такой встречающийся в школьной практике парадокс, когда учитель, обладающий огромными теоретическими познаниями, или талантливый исполнитель, бывает неинтересен своим ученикам, а педагог, имеющий более низкую предметную подготовку, становится душой ученического коллектива и пользуется уважением учащихся.

Реализация потребности в контакте с другим человеком - не менее важная функция общения. Люди ищут в общении возможности снять у себя психическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности, поделиться с другим человеком своими радостями или заботами.

В школьной практике нередки случаи, когда ученик приходит к учителю не за знаниями, а "просто так", чтобы побыть с ним некоторое время, поговорить о чем-либо, чтобы "просто пообщаться". Сюда можно также отнести разговоры "по душам", "с глазу на глаз", в ходе которых осуществляется обмен личностными духовными ценностями. Современные школьники, несмотря на большое число контактов с окружающими, довольно часто испытывают дефицит именно такого общения.

В педагогическом общении реализуется функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Учитель, как правило, обладает большим жизненным опытом, значительным объемом знаний и умений, более стабильным социальным положением, нежели его ученики. Такое преимущество дает определенные права на проявление своей компетентности как в конкретных областях знаний, так и в жизненных вопросах и одновременно накладывает серьезные обязательства по качественному исполнению подобной роли педагога. Поэтому чем прочнее будут налажены межличностные контакты учителей и учащихся, тем больше возникнет возможностей для приобщения представителей подрастающего поколения к ценностям старших поколений. Это еще раз свидетельствует о том, насколько важно для педагога стать значимой личностью для своих учащихся.

В ряде работ по педагогической технологии выделяется несколько важных функций именно профессионально-педагогического общения.

Исходной является функция открытия ребенка на общение. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя. Эта функция играет важнейшую роль на начальном этапе взаимодействия учителя с учеником. Ее реализация связана с умением педагога "подать себя" детям, продемонстрировать свое расположение к ним, убедить их в своих мирных намерениях и благородных помыслах. От этого во многом зависит характер последующего общения.

Функция соучастия призвана поддерживать ученика в его выходе на общение. Ее реализация требует от педагога принять на себя часть трудностей ученика, оказать ему необходимую помощь и поддержку, стимулировать его успешные действия (например, чаще хвалить). Важно уметь проявить интерес к ученику, научиться его слышать, вовремя предложить необходимую помощь. Через соучастие учителю удается лучше понять внутренний мир своего ученика, для которого порой приходится раскрывать свой внутренний мир, транслировать ему свое "Я".

Особой в профессионально-педагогическом общении является функция возвышения личности ученика. Реализация этой функции предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его восхождению к духовным новообразованиям. В результате общения с педагогом школьник должен хотеть быть добрее, смелее, внимательнее к окружающим людям, лучше владеть инструментом, проявлять больше творчества, обладать многими другими положительными качествами и умениями.

Учителю важно знать о роли каждой из функций общения и заботиться о реализации не одной функции, а целой системы. "Педагог, - пишет В.А. Кан-Калик, - в своей деятельности должен реализовывать все функции общения - выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений".

К сожалению, некоторые учителя музыки при подготовке урока делают акцент на информационной функции, оставляя другие без необходимого внимания. Они тщательно отбирают репертуар, продумывают методы преодоления технических сложностей, планируют время урока. Но если при этом учитель не умеет взаимодействовать с учениками, не обращает внимания на их возрастные и личностные особенности, не заботится о том впечатлении, которое складывается о нем у учащихся, все дидактические усилия педагога могут оказаться напрасными. Ведь многие школьники воспринимают содержание урока прежде всего через личность учителя, через его манеру поведения в классе и способы общения с учащимися.

Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.

3. Содержание педагогического общения

Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное и деятельностное общение.

Если партнеры обмениваются какими-либо предметами или продуктами деятельности, то такое общение называют материальным, поскольку оно позволяет людям получать необходимые предметы для материальной и духовной культуры.

Когнитивное общение в отличие от материального представляет собой обмен знаниями и выступает как фактор интеллектуального развития партнеров. Так, благодаря когнитивному общению осуществляется вечное движение знаний от учителя к ученикам, вследствие чего не только обеспечивается сохранение этих знаний, но происходят постоянное их приращение и развитие, возникновение новых областей знаний.

Поскольку при взаимодействии партнеров возможен обмен психическими и физиологическими состояниями, то по содержанию выделяют также кондиционное общение. Например, строгая манера поведения учителя в начале урока, серьезное выражение его лица, твердый голос настраивают ученика на рабочий лад, а его улыбка, шутки, рассказ забавных случаев способствуют эмоциональной разрядке на уроке. Благодаря кондиционному общению учитель может поднять дух ученика перед концертным выступлением, или успокоить его в случае неудачной игры.

Мотивационное общение представляет собой воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности ученика. Оно является источником дополнительной энергии для ребенка, поскольку в процессе взаимодействия осуществляется передача определенных побуждений к действиям, возникает интерес к чему-либо, "включается" мотивация к той или иной деятельности.

Например, многие творчески ориентированные учителя стремятся заинтересовать учеников путем использования на уроках красочных иллюстраций к пьесам, демонстрации своей игры на инструменте, при обучении первоклассников музыкальным знакам используют различные стихотворения. Они знают, что ученик, которого отличает познавательный интерес (иногда говорят "замотивированный ученик"), - это союзник учителя. А работать с союзниками значительно приятнее, нежели с безразличными или негативно настроенными детьми.

В основе деятельностного общения лежит межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками. Учитель, продемонстрировав учащимся свою игру на музыкальном инструменте, предлагает затем повторить эти действия ученикам. Благодаря деятельностному общению осуществляется формирование практических умений и навыков учащихся.

4. Средства педагогического общения

Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия.

М.И. Лисина выделяет 3 основных категории средств общения: экспрессивно-мимические средства (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); предметно-действенные средства (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения, приближение, удаление, вручение предметов, позы, выражающие протест) и речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

А.А.Лобанов дает следующую классификацию: в зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, головы, туловища, голосовых связок и т.п.

Опосредованное общение связано с применением специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми. Например, на уроке это может быть нотная тетрадь, или дневник, выражающий обмен информации с родителями ученика.

При прямом общении партнеры взаимодействуют лицом к лицу, т.е. "здесь и сейчас", лично участвуют в самом акте общения. Без посредников они обмениваются взглядами, мимикой, словесными сообщениями. Например, учитель на уроке не только слышит, как играет ученик, но также видит, как он при этом волнуется, понимает по его скованным жестам психическое состояние в момент исполнения, и вследствие чего пытается оказать помощь ученику.

Косвенное общение осуществляется через посредника. Партнеры лично не видят и не слышат друг друга, а передают информацию через третье лицо, выступающее в роли посредника. Например, учитель передает через учеников слова благодарности или просьбы их родителям.

Главным средством профессионально-педагогического общения является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общение вербальным, т.е. словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов.

Слово является сильным раздражителем и способно оказать огромное воздействие на человека: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести", - говорится в известном стихотворении Рудольфа Шефнера.

Существует также невербальное (бессловесное) общение, которое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это - общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.

По осанке ученика (сгорбленной или распрямленной), по его походке (шаркает ногами или чеканит шаг), по выражению его лица (хмурому или сияющему в улыбке) учитель может довольно легко понять состояние ребенка и выбрать нужную для данной ситуации тактику своего взаимодействия с ним.

Средствами педагогического общения выступают различные воздействия со стороны учителя, определяющие характер его отношений с учащимися. Педагогическое воздействие, как правило, соответствует целям и задачам, на которые ориентирован учитель. Если целью педагога является установление демократических отношений со своими учениками, то его воздействия не должны носить авторитарного характера, не должны оскорблять достоинства учащихся.

Педагогическое воздействие должно способствовать тому, чтобы, во-первых, инициировать активность ученика, поскольку только активная личность способна познать окружающий мир и развить свои задатки; во-вторых, помочь ученику овладеть способами организации музыкальной деятельности и взаимодействия с миром музыки; в-третьих, содействовать осмыслению творческого "Я" ученика в его связях с окружающим миром, предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.