Показательные уравнения. Способы решения показательных уравнений

Разделы: Математика


Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Цель урока: Познакомить учащихся с различными способами решения показательных уравнений.

Задачи:

  • Формировать умения и навыки решения различных способов показательных уравнений. И научить применять полученные знания на практике, работать по аналогии.
  • Формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету алгебры и начала анализа. Воспитывать трудолюбие, ответственность, добросовестное отношение к труду.
  • Развивать логическое мышление, тренировать умение анализировать, сравнивать, обобщать

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Применение показательных уравнений в жизни.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итога урока.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование к уроку: проектор, компьютер, доска.

На доске: дата, тема ...

Деятельность преподавателя. Деятельность учащегося.
- Здравствуйте, ребята! Приветствуют. Садятся на свои места.
- Начать наш урок я хочу с притчи о действии:

“Однажды молодой человек пришел к мудрецу.

- Каждый день по пять раз я произношу фразу: “Я принимаю радость в мою жизнь”, но радости в моей жизни нет.

Мудрец попросил выбрать один из выложенных на столе предметов, который бы доставил радость юноше.

- Назови предмет, который ты выбрал.

Юноша назвал.

- Повтори несколько раз.

Юноша повторил.

- Стал ли он твоим?

- Нет,- ответил молодой человек.

- Вот видишь,- сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, он не станет твоим. Надо...”.

- Как вы думаете, что надо сделать юноше?

- Вот и вам сегодня надо “взять” свои знания и применить их на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Протянуть руку и взять выбранный предмет.

- Обратите внимание: на ваших столах лежат:

Инструкция № 1. Определение цели урока. (демонстрирует) (Приложение 1);

Инструкция №2. Подведение итогов (демонстрирует) (Приложение 1);

Лист самооценки. (демонстрирует) (Приложение 2).

- Подпишите, пожалуйста, этот лист самооценки.

С помощью данных инструкций вы сами будете оценивать свои знания на каждом этапе , в конце урока мы переведем эти баллы в привычную для вас пятибалльную шкалу оценивания.

Находят Инструкцию №1.

 

Находят Инструкцию №2.

 

Находят Лист самооценки.

(слайд 1).  
Тема урока: “ Показательные уравнения. Способы решения показательных уравнений”.

(показывает на доску).

А эпиграфом к нашему уроку станут слова:

“Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. Польский математик Станислав Коваль

Ребята, тема нашего занятия “Показательные уравнения”.

Подумайте и задайте вопросы, на которые бы вы хотели получить ответ на уроке

- Используйте Инструкцию №1.

- Сегодня на уроке я хочу ...

Познавательные цели.

Учебные цели.

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня на уроке я хочу ...

Раскрыть понятия;

Понять, как решаются показательные уравнения;

Уточнить способы решения показательных уравнений;

Выяснить, где применяются показательные уравнения;

И т.д.

- Сегодня на уроке я хочу ...

Научиться решать показательные уравнения;

Находить способы решения показательных уравнений;

И другие.

(слайд 2).  
2. – Итак, давайте вспомним

- Что называют уравнением?

- Что означает решить уравнение?

- Что называют корнем уравнения?

- Какие виды уравнений вы знаете?

- Равенство, содержащее неизвестную переменную, называют уравнением.

- Решить уравнение означает найти все корни или установить, что их нет.

- Корнем уравнения называют значение переменной при подстановке в уравнение, которой получают верное равенство.

- линейные, квадратные, кубические, тригонометрические, иррациональные, дробно-рациональные и т. д.

(слайд 3), и на доске  
3. - Какие из данных уравнений вы знаете?

- Уравнение 1) – линейное

- Уравнение 2) – квадратное

- Уравнение 4) – кубическое

- Уравнение 6) - биквадратное

- Где стоит неизвестная переменная в уравнениях 2),4), 6), а 3), 5), 7)? - Неизвестная переменная в уравнениях 2),4), 6) стоит в основании степени, а 3), 5), 7) – в показателе степени.
- Отсюда, сделаем вывод, что 3), 5), 7) относятся к группе... - показательных уравнений.
– Откройте тетради. Запишите, пожалуйста, число и тему урока. Записывают число и тему урока.
- Кто попытается дать определение показательного уравнения? - Уравнение, показатель степени которого стоит неизвестная переменная, называют показательным.
(слайд 4).  
Показательное уравнение – это уравнение, которое содержит неизвестное в показателе степени. Записывают определение в тетрадь
(слайд 5)  
Простейшее показательное уравнение имеет вид

 
- имеет ли решение уравнение ax = b если b < 0? почему? - Я думаю, что уравнение не имеет решения, так как положительное число a при возведении в любую степень будет числом положительным.
(слайд 6)  
- Среди уравнений выбрать показательные.

- Почему?

- (имена), ребята на Листах самооценки в графе № 1

 

- Это уравнения под номерами

1), 3), 4), 6), 7).

 

 

 

- Потому что эти уравнения вида

(слайд 6. 1)  
- Рассмотрим основные способы решения показательных уравнений.  
- Вначале вспомним способы решения уравнений.

- Каким способом можно решить кубическое уравнение

- Каким способом решили биквадратное уравнение

 

- сгруппировать первое и второе слагаемое и вынести общий множитель за скобки;

- заменой переменной.

Возьмите со стола карточки с решениями показательных уравнений (Приложение 3).Посмотрите и определите, каким способом решили эти уравнения.  
(слайд 7)  
Определить способ решения уравнения

,

Проверка

64=64

 

 

- Приведение обеих частей уравнения к одному и тому же основанию.

Приведение обеих частей уравнений к одному и тому же основанию.

(слайд 7.1)

 
(слайд 8)  
Определить способ решения уравнения

 

- замена переменной, в результате чего мы получаем квадратное уравнение.
Замена переменной (приведение к квадратному уравнению)

(слайд 8.1)

 
(слайд 9)  

- вынесение общего множителя за скобки.
Вынесение общего множителя за скобки.

(слайд 9.1)

 
- И так перечислите, пожалуйста, способы решения показательных уравнений. Студенты отвечают.
(слайд 10).  
- Какой вывод можно сделать? - Рассмотренные показательные уравнения решаются известными нами способами.
- (имена), на Листах самооценки в графе № 2 поставьте один балл.  
- Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает другой человек.  
(слайд 11).  
- Сгруппировать показательные уравнения по способам решения. На выполнение работы у вас 5-7минут.

Выполняют задание.
- Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.  
- Посмотрите ответы на слайде.  
(слайд 11.1)
Вновь обменяйтесь тетрадями.  
Поднимите руки те кто, верно сгруппировал все 5 уравнений по способам решения, четыре, три, два, одно, а кто не справился с заданием.  
- на Листах самооценки в графе №3 за правильный ответ поставьте по 2 балла. Выставляют баллы.
- Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить следующую работу.

- Работаем в группах по 4 человека.

Организовали группу.
– У вас на столах, для каждой группы лежат карточки с уравнениями. Решите эти уравнения, определяя способ их решения. Распределите уравнения между участниками команды, помогайте друг другу.

У вас 8-10 минут на выполнения задания.

(Приложение 4).

Обсуждают, решают в тетрадях.
- Ваше время истекло, давайте проверим.

1 группа, 3 группа и 5 группа - 1 уравнение

2 группа, 3 группа - 2 уравнение

1 группа и 4 группа - 3 уравнение

5 группа, 4 группа и 2 группа - 4 уравнение

- Корни уравнений являются числа 11,9,3 и 7.

- На Листах самооценки в графе № 4 за правильный ответ поставьте 2 балла.

Решают у доски.
- Математика помогает, и усталость снимать и приносит радость в жизни. С точки зрения физиологии человека

(слайд 12).

 
11 часов утра – время наивысшей трудоспособности;

3 часа дня – время наибольшего утомления;

7 часов вечера - вечерний подъем трудоспособности;

9 часов вечера – время прекращения всякой трудоспособности.

-Я рекомендую вам использовать полученные знания о биологических ритмах при составлении режима дня. Чтобы быть счастливыми и активными.

-Если бы молодой человек, из рассказанной притчи, знал это, ему не пришлось бы обращаться к мудрецу.

 
(слайд 13).  
– В жизни нередко приходится встречаться с такими фактами, когда скорость изменения какой-либо величины пропорциональна самой величине.

Все эти процессы можно выразить формулой: - начальные данные, а значение a – некоторый коэффициент.

На прошлом занятии студентам, Алене, Тоне и Петру, было задано дополнительно, найти сведения, где в жизни применяется показательная функция.

Ребята представляют свои презентации.

 
(слайды 14 – 16).  
- Молодцы, поставьте себе по 3 балла за выполненное дополнительное домашнее задание.  
(слайд 17)  
Домашнее задание. (Приложение 5)

- Решить уравнения. Способы решения этих уравнений мы с вами на уроке определили .При необходимости можно воспользоваться Приложением 3 (Способы решения показательных уравнений)

- Илье, Полине и Саше найти дополнительно, где в жизни применяются показательные уравнения, и представить в виде презентации.

 
(слайд 18)  
Критерии перевода баллов в отметку.

- Передайте Листы самооценки мне, для выставления отметок в журнал.

Переводят баллы в отметку по пяти балльной шкале оценивания.
Воспользовавшись Инструкцией №2, подведите итоги урока.

 

 

 

Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями

- Я узнал, уравнения, какого вида называют показательными;

- Я смог найти способ решения показательных уравнений;

И другие.

- Я достиг поставленной цели, так как я умею применять теоретические знания к решению уравнений;

- Мне было интересно работать в группе;

- Мне не удалось достичь поставленной цели, потому что слабая теоретическая база знаний;

- Страдают вычислительные навыки и т.д.

Все молодцы, я думаю, что вы получили ответы на вопросы, которые ставили в начале урока. На этом этапе урока, каждый достиг цели, который ставил перед собой.  
(слайд 19)  
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока  
-Мне хотелось вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой золотой ключик, с помощью которого вы открывали бы любые двери.  
Спасибо за урок.  

Приложение 4

Презентация