Добро и зло

Разделы: Начальная школа


Общая часть

Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности. П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать этические понятия добра и зла.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование позитивной “Я-концепции”, образа себя, как доброго человека.

Формирование ценностного отношения к доброте.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

Способность к адекватной оценки своего поведения.

Цель урока Знакомство с этическими категориями добра и зла
Основные понятия, изучаемые на уроке Добро, зло, насилие, зависимость, свобода
Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер, проектор, интерактивная доска,
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Притча “Добро и зло с давних пор ведут свой древний спор”. Стихотворение О.Хайяма “Ад и рай в Небесах”. Репродукции художников В.Г Перова, В.В. Верещагина, Н.В. Невреева, В.И. Сурикова. Запись песни Б. Савельева на слова М. Пляцковского “Если добрый ты...” стихотворение А. Барто “Человечество”,В.Макурова “Про кота”.

Приложение.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
11 минут

Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования цветных карандашей. Коррекция эмоционального состояния.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

Прослушивание песни Б.Савельева на слова М. Пляцковского “Если добрый ты...”

Регулятивные УУД:

“Карандаши” (рефлексия своих чувств).

Беседа с классом.

- Как вы поняли, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

- Хорошо или плохо быть добрым? Почему?

В жизни мы часто используем слова “добро”, “зло”, “хорошо”, “плохо”. Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит?

- Когда вы слышите слово “добро”, каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете?

- Когда вы слышите слово “зло”, каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы слышите, чувствуете?

- С каким словом вам приятней, комфортней?

- Приведите примеры, что можно назвать добром? А злом?

Личностные компетенции: “Вижу, слышу, чувствую”.
Работа с притчей “Добро и зло с давних пор ведут свой древний спор”

Рисунок мандалы (рисунок в окружности) после прочтения притчи.

О чём ведут спор добро и зло? Что по вашему важнее? Выберите понятия , относящиеся к добру к относящиеся к злу.

Слова (примерный перечень): любовь, жадность, уважение, доброжелательность, помощь, ненависть, сочувствие, сопереживание, унижение, жестокость, благодарность, злость, высокомерие.

Добро и зло сосуществует в каждом человеке, но какими нам быть зависит от нашего выбора.

Познавательные УУД: “Визуализация понятия”.

 

 

 

Познавательные УУД: “Рисунок” (мандала).

Чтение стихотворения Омара Хайяма “Ад и райв небесах” (до чтения учитель должен объяснить кто такой ханжа).

В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок. Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое.

Личностные компетенции: “Вижу, слышу, чувствую”.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
5 минут Разделение класса на четыре группы для коллективной работы с изобразительным материалом. Учитель предлагает следующие репродукции: В.Г. Перова “Тройка”, Н.В. Невреева “Торг”, В.И. Сурикова “Утро стрелецкой казни”, В.В. Верещагина “Шипка-Шейново” (возможны варианты).

Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы:

- Что вы видите на картине (опишите максимально)?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- То, что изображено на картине является добром, злом?

- Как оно называется?

- Как оно называется?

- Как чувствуют себя люди на картине?

- О чем нам хотел сказать художник этой картиной?

- Как ему это удалось?

Регулятивные УУД:

“Сбор информации”.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
8 минут Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся. Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде;

умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми).

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
12 минут

Каждая группа выступает по вопросам. (желательно, чтобы на каждый из вопросов отвечали разные учащиеся, а не один за всех).

После подведения итогов обсуждения создается таблица.

Зло Добро
война мир
смерть жизнь
убийство дарование жизни, помилование
насилие ненасилие
непосильная работа посильная, творческая работа
продажа людей, неволя свобода

Учащиеся под руководством учителя заполняют сначала левую колонку, затем правую.

Вопрос: Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни?

Учитель подводит учащихся к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно.

- Если обобщить то, о чем мы говорили, и выразить очень кратко, что же следует отнести к добру?

То, что утверждает жизнь и свободу. Чтение притчи “Шрамы на душе”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: “Прием информации” (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
7 минут Томас Мор (выдающийся английский ученый, писатель, общественный деятель) поучал своих детей: “Если не можете быть ко всем добры, то хотя бы не будьте злы”. Как вы это понимаете? Приведите примеры.

- Каким образом мы можем препятствовать проявлениям зла и утверждать добро? Приведите примеры.

Чтение учителем стихотворения А. Барто “Человечество”.

- Что вы представили, когда слушали это стихотворение?

- Какие чувства это вызвало?

- Почему стихотворение вызывает улыбку?

- А какие добрые дела вы можете сделать прямо сегодня?

Чтение стихотворения В.Макурова “Про кота”.

Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:

  1. Сегодня я узнал (а).
  2. Я понял (а)...
  3. Я почувствовал (а)...
  4. Я научился (лась)...
  5. Я смог (смогла)...
  6. Было интересно...
  7. Меня удивило...
  8. Мне захотелось...
  9. Урок дал моей жизни...

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).

Личностные компетенции: “Вижу, слышу, чувствую”.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

Прочитать текст учебника. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Сделать 2-3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать? Какая реакция окружающих? Написать эссе “Это добро” или “Это зло” по выбору.