Дружба

Разделы: Начальная школа


Общая часть
Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Понимание дружбы как ценностной ориентации. П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.

Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

К. Умение работать в команде.

Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.

Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью.
Цель урока Осознание личной ответственности за поддерживание дружеских отношений.
Основные понятия, изучаемые на уроке Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение.
Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке Стихотворения Б. Заходера “Никто” и “Мы – друзья”, стихотворение А. Барто “Ссора”, О.Чекашова “Мой друг”, Ю.Белоусова” Дружба – это дар”. Репродукция Ю.М.Непринцева “Отдых после боя”.

Приложение.

Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
5 минут - Ребята, мы с вами сегодня работаем в тех же четверках, уточните, вы сидите так же, как и в прошлый раз?

На доске репродукция Ю.М.Непринцева “Отдых после боя”. Рассмотрим репродукцию. Каким настроение проникнута эта картина? Какое оно создаётся у вас? Относится ли эта репродукция к нашей теме?

- У нас сегодня тема “Дружба”, до обсуждения выполните, пожалуйста, самостоятельно технику “Позитивная установка”:

  • посмотрите на то, как на экране мысленного взора написано слово “Дружба” (слово большое, цветное или наоборот, маленькое и темное), проверьте фон, на котором слово написано (темный, светлый);
  • кто внутри вас произносит слово дружба (это ваш голос или чей-то еще; голос звучит приятно, гармонично или как-то еще);
  • вам приятно или неприятно смотреть на слово и слушать его.

- Если со словом все в порядке, подумайте почему (у вас есть друзья и с ними у вас хорошие отношения).

- Если слово нечеткое, темное, плохо звучит и вам неприятно о нем думать, то подумайте о причине (вы с кем-то поссорились, вы еще не выбрали себе настоящего друга).

- Сделайте на экране мысленного взора подсветку для слова, если с ним все в порядке и проведите необходимые изменения, если это требуется.

Личностные компетенции:

“Позитивная установка”.

Я вас просила в течение недели обращать внимание на свои отношения с друзьями, а также на то, к чему ведет вас альтруистическое или эгоистическое поведение. Кроме этого я просила вас время от времени представлять сосуд самоценности и наблюдать, где вы находитесь.

- Кто может начать в группах этот разговор и рассказать, что у него получилось, когда он наблюдал за собой, своим настроением, отношением с друзьями, - это, во-первых.

А во- вторых, я попрошу вас не просто следить за рассказами членов вашей группы, но одновременно и думать над тем, какие проблемы встают перед нами при изучении понятия “дружба”.

(Примерные варианты ответов:

Мне было плохо, а Алена хотела, чтобы мы вместе пошли гулять. Я пошла, и настроение улучшилось.

У меня было мало любви к себе, в “Сосуде самоценности” было налито совсем мало жидкости, а поговорила с Наташей, которая уже все уроки сделала, а я нет, и у меня стало еще меньше в сосуде любви к себе и другим.

Мы были у меня дома вместе с Толей, и нам было хорошо.

Мы с Сережей поругались. Мне было обидно слышать его слова и т.п.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
10 минут - Сейчас каждая группа назовет те проблемы, которые возникают в процессе дружбы, а я открою на экране те, что записаны у меня и запишу на доске то, что вы назовете.

Варианты:

Один держит себя выше другого, задается.

Можно долго обижаться друг на друга и переживать.

Один говорит, а другой делает, а попадает обоим.

Один подговаривает другого, а попадает тому, кто делал.

Я хочу дружить с ним, а он хочет дружить еще с кем-то.

Невозможно договориться, все время ругаемся.

Один альтруист, а другой эгоист.

.................................................

- Я согласна, что мы обозначили некую проблемную зону, но хочу вам напомнить, что, когда мы с вами формулируем проблему, то необходимо, чтобы там звучал проблемный вопрос: КТО? КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ и т.д.

- Переформулируйте предложения так, чтобы они стали звучать как вопросы.

Варианты:

ЧТО ДЕЛАТЬ, если один держит себя выше другого, задается?

ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы долго не обижаться и помириться?

КАК СДЕЛАТЬ так, чтобы научиться думать самому?

КАК СДЕЛАТЬ так, чтобы научиться думать самому?

КАК СДЕЛАТЬ так, чтобы и ему и мне было хорошо?

КАК НАУЧИТЬСЯ общаться правильно?

КАК БЫТЬ, если в паре один альтруист, а другой эгоист?

......................................

- Вопросы я оставлю на доске. Мы на них будем отвечать.

- Я вам сейчас прочитаю стихи на тему дружбы, а вы попробуете побыть на месте героев стихотворения. Мы сейчас приведем стихотворные примеры плохого настроения и исследуем свои состояния, которые у нас бывают.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

 

 

Регулятивные УУД: “Сбор информации” (проблемный вопрос)

Чтение стихотворения Б. Заходера “Мы – друзья”.

- Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:

что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?

- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом: с вашими делами и самочувствием, отношениями (вы с кем-то поссорились, у вас что-то не получилось, вам стало обидно или грустно, что-то еще)? Вам приходилось драться с друзьями, была ли у вас такая ссора, что хотелось ударить? (этот вопрос касается и девочек и мальчиков).

Коммуникативные УУД: “Войти в образ героя”.

 

 

 

Коммуникативные УУД: “Распознавание эмоций” - индивидуальная работа.

Чтение стихотворения О.Чекашовой “Мой друг”. Обсуждение.

Чтение стихотворения Б.Заходера “Никто”.

- Наизусть читает ученица. А вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:

что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?

- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом: с вашими делами и самочувствием, отношениями (вы с кем-то поссорились, у вас что-то не получилось, вам стало обидно или грустно, что-то еще)?

Личностные УУД: “Вижу, слышу, чувствую”.

 

 

Коммуникативные УУД: “Распознавание эмоций” - индивидуальная работа.

Чтение стихотворения А. Барто “Ссора”.

- Вот еще одно стихотворение. Называется “Ссора” А.Барто.

Оно нам знакомо, кто хочет его прочитать вслух наизусть? Пока ваш одноклассник читает, вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:

- Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?

- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом.

- На экране у нас, по-прежнему, сформулированные проблемы. Давайте эти проблемы соединим с сюжетами стихотворений.

- Как вы думаете, что могло заставить двух мальчиков подраться в первом стихотворении?

(Ответ: пункт №1 – один хотел быть выше другого, а тот не дался).

- Какой друг во втором стихотворении?

- Что за ситуацию мы наблюдаем в третьем стихотворении?

(Ответ: пункты №3 и №4 – кто-то брат или сестра подговаривают друг друга, и им попадает).

- О чем третье стихотворение?

(Ответ: пункт №2 – про обиду и раскаяние).

- Сейчас попробуйте ответить на вопрос что такое дружба, и кого мы называем другом. Эту работу вы будете выполнять в четверках.

 

Личностные УУД:

“Вижу, слышу, чувствую”.

 

 

 

Коммуникативные УУД: “Распознавание эмоций” - индивидуальная и групповая работа.

 

Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
15 минут - Наш практикум будет состоять из двух блоков.

В первой части вы дадите самостоятельное определение понятию друг, а во второй поработаете с техникой прощения другого человека, в частности друга. На эту работу вам дается 7 минут.

I

Проведите в малой группе технику “Визуализация понятия” к слову “друг”, и сделайте короткие записи своих мыслей и образов.

Сделайте общий рисунок. Рисунок “друга” должен содержать все основные идеи вашей группы.

II

- Ребята, а сейчас мы будем учиться прощать другого человека, в частности нашего друга. Я буду просто читать текст под музыку, а ваша задача представлять все, о чем будет говориться.

- Прямо сейчас подумайте над тем, с кем у вас испорчены отношения,

  • возможно, случилась ссора,
  • возможно, вы услышали, что кто-то что-то сказал о вас нехорошее,
  • быть может, вы еще остро обижены на вашего друга или подругу,
  • а может быть, уже подговаривали других ребят против этого человека.

Ситуации могут быть самые разные, но выберите только одного человека для работы. Вам ничего не придется рассказывать другим после завершения техники, если вы не захотите сами, поэтому можете выбрать все, что захотите.

Поднимите руку те, кто уже придумал, с чем будет работать. Ждем остальных.

Выполнение медитативной техники “Поделись улыбкою своей...”

Под музыку (5 – 7 минут)

 

 

 

 

Познавательные УУД: “Визуализация понятия”.

Познавательные УУД: “Рисунок”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: “Войти в образ героя”.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
8 минут Каждая из групп рассказывает о выполнении задания I и о выполнении задания II только по желанию.

- Итак, что вы нарисовали, какие основные качества выделили у друга (честность, дружелюбие, оказание помощи, схожесть интересов и взглядов на жизнь и т.п.).

- Кто не является другом (человек, который тебя подговаривает, старается быть выше тебя, дерется и т.п.).

- Что дружбе способствует, а что ее разрушает?

(альтруистическое поведение – с одной стороны, основанное на уважении и принятии другого человека и эгоистическое поведение – с другой).

- Почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить (они добрые, хорошие, альтруистичные..) Обсуждение.

- Почему мы больше всего обижаемся на друзей? (потому что мы доверяем им свои мысли, планы, рассчитывая на их поддержку и солидарность; они про нас больше всех знают и очень обидно, если тебя предали и т.п.).

Работа со стихотворением Ю.Белоусовой “Дружба – это дар”.

- Почему уровень в “Сосуде самоценности” поднялся, когда вы стали прощать друга? (когда человек отпускает обиду – “замороженный гнев” - ему становится легче.

- Кто в паре (или среди нескольких друзей) несет ответственность за то, чтобы у нас были хорошие, доверительные отношения? (это всегда “я”, потому что несу ответственность за свою жизнь и отношения с другими людьми).

- Если что-то произошло, кто должен мириться первым и почему? (лучше, если это буду я, потому что не хочу копить в себе обиду).

- Как можно быстро избавиться от обиды, простить? (выполнить технику “Поделись улыбкою своей...”)

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

(уровень знаниязнакомства и знания – копии).

 

 

 

 

 

 

 

 

(Уровень знания – понимания).

 

 

 

 

 

(Уровень знания – трансформации).

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам  
5 минут - Ребята, выполните, пожалуйста, в малой группе технику “Синквейн” с понятием “дружба”.

Вариант работы:

(1. ДРУЖБА.

2. Дружба КРЕПКАЯ, ВЕРНАЯ.

3. Дружбу нужно СОХРАНЯТЬ, УКРЕПЛЯТЬ, СБЕРЕГАТЬ.

4. В дружбе человек чувствует свою важность и необходимость для другого человека.

5. Дружбой нужно ДОРОЖИТЬ!

Стихотворный вариант на основе проделанной выборки:

Дружба крепкая нужна,
Дружба верная важна.
Дружбу надо сохранять,
Укреплять и сберегать.
Дружбой стоит дорожить,
Так, ребята, стоит жить!)

- Проверьте, сколько у вас сейчас любви и уважения к себе в “Сосуде самоценности”. Поднимите руку те, у кого больше 70%.

- Все молодцы, переходим к домашнему заданию.

Познавательные УУД: “Синквейн”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:“Сосуд самоценности”.

Домашнее задание

2 минуты

Следующий урок у нас с вами обобщающий, поэтому задание у нас с вами будет большое. Вам нужно будет вспомнить определения понятий: этика, мораль, нравственность, добро и зло, добродетель и порок, свобода и моральный выбор, моральный долг, справедливость, альтруизм и эгоизм. Чтобы это сделать, вам необходимо пролистать учебник с первого урока по четырнадцатый и убедиться в том, что вы понимаете, о чем идет речь.