Модный салон

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике.
  • Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями.
  • Воспитывающая – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • Компьютеры, подключенные к Интернету
  • проектор;
  • компьютерная презентация (Приложение )

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Два ученика разыгрывают сценку.

Сценка “В магазине”.

В магазин приходит покупатель. К нему подходит продавец:

- Чем я могу Вам помочь?

- Я помощник костюмера нашего ВДТ. Мы ставим спектакль “Петр 1”. И для этого мне нужны сермяга, жупан,магерка , камзол.

- А что это такое?

Немая сцена.

Учитель: Скажите, пожалуйста, почему продавец не смог помочь покупателю приобрести необходимый товар?

Дети: Он не знал о чем идет речь

Учитель: А вы смогли бы помочь? О чем говорил актер?

Дети: (о предметах одежды)

Учитель: Сегодня на уроке развития речи мы определим, как много названий одежды мы знаем от древних времен до наших дней. Тема нашего урока МОДНЫЙ САЛОН.

Учитель: Зачем нам это нужно?

Дети:

1. пополнить наш словарный запас.

2. развивать умения работы со словарем

3. повысить орфографическую зоркость.

III. Словарно-орфографическая работа

Учитель: Давайте выясним, что же просил работник театра.

СЕРМЯГА - верхняя одежда, сшитая из грубого неокрашенного крестьянского сукна. Своя сермяжка никому не тяжка

ЖУПАН  - теплая верхняя одежда на Украине. Не жупан пана красит, а пан жупана.

Магерка – мужская суконная шапка без полей в форме колпака.

Учитель: Какие орфограммы и пунктограммы вы здесь видите?

Учитель: Перед нами портрет Петра 1. Давайте выясним, какая одежда нужна для образа. Для этого нам понадобятся толковые словари. Найдите и скажите, что обозначают слова ботфорты, камзол, треугомлка.

Учитель: Молодцы. Мы узнали, что обозначают эти слова. Какая практическая значимость от этих знаний?

Дети: Развили навыки работы со словарем, пополнили свой лексикон)

Учитель: Поработали с названиями одежды древних времен, а сейчас поговорим о современной.. Я предлагаю вам записать названия предметов, которые вы увидите на слайдах:

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы написали эти слова. Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените друга.

ШОРТЫ, КРОССВОВКИ, ФУТБОЛКА, ЛЕГГИНСЫ, КОФТА, САПОГИ, ПАЛЬТО, ПЛАТОК, ВАРЕЖКИ, ПЕРЧАТКИ.

Учитель: Найдите несклоняемое сущест.

Дети: Пальто

Учитель: Сущест., употребляемое только во мн.

Дети: Числе – шорты, леггенсы

Учитель: Образуйте от слова САПОГИ мн. число род.пад.

Дети: Сапог.

Учитель: Сделайте морфемный разбор слова ФУТБОЛКА.

Учитель: По его составу мы можем определить, откуда пришло к нам это слово?

Учитель: В чем теплее зимой: в варежках или перчатках? Ответ дайте в виде рассуждения.

Ответы учащихся.

IV. Тренировочные разноуровневые упражнения.

Учитель:

Уровень С.

Узнай, используя ресурсы Интернета, значение слов СЮРТУК, ПИДЖАК, ФРАК. Чем отличаются эти предметы одежды?

Уровень В.

У вас на партах конверты.

В них лежат отрывки из текстов художественной литературы. Ваша задача по описанию героев, определить КТО ЭТО.

1. Он был среднего роста (тогда люди были менее рослые, чем теперь), но широкоплечий, с сильно накачанными мускулами. Голову брил наголо, но имел "оселедец". На лице имел длиные усы, бороды не было. Одет был в суконный жупан (типа кафтана, но покороче), шаровары и кожаные сапоги. Оружие имел -- саблю, два пистолета и фитильное ружье. (Тарас Бульба)

2. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. “Левша”

 Он накрепко, по-отцовски, обернул портянки, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась аж до носика. Оделся же он в доставшуюся от отца видавшую виду куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и куртка оказалась на нем, как пальто. Еще сын охотника сунул топор за пояс, сумку с компасом повесил на плечо, двуствольную "тулку" - на левое.(Митраша)

Но он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару(Юшка)

Уровень А. Собери пословицы:

  • В лохмотья и царя за нищего примут.
  • Хорошая одежда открывает все двери.
  • Добрый портной шьет с запасом.
  • Нелюбимая вещь долго носится.
  • Что к лицу, то и красит.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.

Учитель: С какой целью автор так подробно описывает своих героев?

6. Творческое задание – создание мини-проекта

Учитель: Мы узнали с вами предметы одежды прошлых лет, а теперь предлагаю создать словарик “Современная одежда”

У каждой группы будет свой раздел. Вы должны написать по 5 слов на заданную тему и дать им лексическое значение:

  • Верхняя одежда (шуба, дубленка, куртка, плащ, ветровка)
  • Обувь (кеды, туфли, босоножки, сабо, бутцы)
  • Головные уборы (кепи, косынка, панама, бейсболка, фуражка)
  • Спортивная одежда (трико, велосипедки, кимано, купальник, боксерка, шорты)
  • Повседневная одежда (юбка, халат, брюки, рубашка, блузка)
  • Вечерние туалеты (фрак, болеро, коктельное платье, бабочка, клатч)

Защита мини-проекта.

Рефлексия: отвечая на вопросы учителя, ученики говорят о видах работы на уроке, которые показались наиболее интересными, отвечают на вопрос: “Достигли ли мы наших целей?”

Постановка домашнего задания:

А) составить словарный диктант на тему “Одежда”

В) составить текст из 5-7 предложений на тему “Моя одежда”

С) сочинить синквейн на тему “Модный салон”