Обобщение знаний по теме «Углеводороды»

Разделы: Химия


Цели урока.

Обучающая:

  • Закрепить теоретические знания по основным классам углеводородов.
  • Закрепить понятия изомеры, гомологи, алканы, алкены, алкины, арены, алкадиены;
  • Типы реакций: гидрирование, дегидрирование, гидратация, полимеризация, полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации.
  • Закрепить умения и навыки написания изомеров и различных типов реакций. Закрепить знания по применению углеводородов.

Развивающая: совершенствовать умения сравнивать, обобщать, анализировать, развивать логическое мышление, развивать эмоциональную культуру и культуру общения, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, общенаучных навыков, внимание, аккуратность.

Подготовка к уроку: класс делится на 2 команды, заранее выбирают капитана, придумывают название команды и девиз, готовят ребусы по теме “Углеводороды”, повторяют учебный материал.

Жюри: приглашаются для проведения урока учащиеся 11 класса.

Девиз урока: “Чтобы победить, надо знать, уметь, думать”.

Учитель. Прозвенел звонок, начинается урок.

Урок сегодня необычный, от всех других весьма отличный
Урок КВН хочу вам предложить, чтобы было интересней химию учить.

1 конкурс. “Представление команд Капитаны представляют свои команды. Говорят название и девиз.

А) Команда: арены . Девиз: С цирковыми схожи мы аренами и зовемся тоже мы аренами, словно борзы кони без уздечки, скачут электроны по колечку.

Б) Команды: алканы. Девиз: Подходят любому алкану: метану, этану, пропану такие простые слова Сn H2n+2

2 Конкурс “Мозговая атака” (Разминка).

Команды отвечают на вопросы и получают жетоны

а) углерод в органических соединениях имеет валентность....

б) углеводороды, в молекулах которых = = связи называются ...

в) для непредельных углеводородов наиболее характерны реакции ...

г) высокомолекулярные соединения....

д) вещество, из которого синтезируют полимер...

е) присоединение водорода....

ж) отщепление водорода

з) присоединение воды

и) отщепление воды...

к) бензол имеет формулу..

л) Ядохимикаты ....

м) вещества, которые используют для борьбы с грибковыми заболеваниями...

3 конкурс. “Я знаю, я умею” (Личное участие, оценивается работа каждого в команде)

Назовите вещества.

Напишите формулы веществ по названиям.

а) 2-метилбутан

б) З-этилпентин-1

в) пара-метилбензол

г) 2-хлорциклобутан

д) З-диметилпентен-1

е) толуол

4 конкурс. Конкурс ваятелей. “Кто быстрее”.

По 3 человека от команды. Собрать шаростержневые модели а) бутена-2 б) бутана 3) ацетилена 4) бензола

5 конкурс. Химическое производство: “Вещество чтоб получить, надо знания применить”

Из исходного вещества в несколько стадий получить заданное вещество.

а) СН4 —> С6Н6

б) С2Н4 —> СН2=СН-СН=СН2

6 конкурс. “Осуществите превращение

Напишите уравнения реакций.

а) метан—> ацетилен —> этилен —> хлорэтан —> этиловый спирт —> этилен —> полиэтилен

б) пропин —> пропен —> пропан —> хлорпропан —> пропиловый спирт —> пропен —> дибромпропан.

7 конкурс. Конкурс капитанов.

Капитан получает по одному вопросу, на подготовку ответа 30 секунд

А) На рисунке представлен пакет из-под молока. Какое отношение к нему имеют алканы?

(Внутренняя поверхность пакета покрыта парафинированным картоном. Она не смачивается водой. Бумага, пропитанная парафином, употребляется для упаковки продуктов).

Б) Перед вами зажигалка. Зажгите ее. Напишите уравнения реакции горения одного из веществ, применяемых для заправки зажигалки.

(Бензин – смесь жидких углеводородов. С7Н16 + 11О2 = 7СО2+ 8Н2О)

8 конкурс. “Ребусы”

Команды обмениваются приготовленными ребусами и разгадывают их.

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает баллы и жетоны за конкурс “Разминка”. Выставление оценок.

Рефлексия.

  • Понравился урок или нет. Какие конкурсы были наиболее интересны?
  • Какой материал из данной темы вам кажется наиболее сложным?

Литература.

  1. Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия -10: Органическая химия. Учебник для 10 класса средней школы.- М.: Просвещение, 2005.
  2. Внеклассная работа по химии. 10 класс. / Сост. А.И.Буш.- Волгоград: ИТД “Корифей”.-96с. ISBN 978-5-93312-571-6
  3. Интернет-ресурсы: Eugene 980.narod.ru
  4. Ru.wikipedia.org/