Сказочная страна «Имя прилагательное»

Разделы: Русский язык


Цели:

развивающие цели:

  • развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме,
  • обучать приемам самоанализа выполненных работ, монологической речи учащихся;

обучающие цели:

  • обобщить, систематизировать и расширить знания по теме “Имя прилагательное”, выделить сходство и различие имен прилагательных в русском, якутском и английском языках,
  • расширить знания и словарный запас учащихся;
  • воспитывающие цели:
  • воспитывать отзывчивость, доброту, помогая героям урока
  • воспитывать умение слушать отвечающих учащихся.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • презентация по теме,
  • обобщающие таблицы,
  • обобщающие мини-таблицы для учащихся,
  • карточки с заданиями.

Ход урока

I этап – организационный момент.

– Здравствуйте! Садитесь, ребята!

- Меня зовут Гуля Анатольевна, я учитель русского языка в Атамайской средней школе им.В.Д.Лонгинова с агротехнологическим направлением в Горном улусе. Сейчас я превращусь в сказочницу. (Надеваю диадему и беру в руки волшебную палочку.)

II этап – подготовка к основному этапу урока, сообщение темы и целей урока.

Слайд 1. Итак, я сказочница, приехала к Вам из Царства снега и мороза.

Слайд 2. Я решила рассказать вам сказку о трех хороших девочках. Жили они в тридесятом государстве, в тридевятом царстве около сказочной страны “Имя прилагательное”.

(По гиперссылке) Слайд 3. Давайте посмотрим поблизости. Из России – Василиса Премудрая, из Якутии ? Туйаарыма Куо и из Америки – Барби. Они дружно живут в золотом дворце. Они приветствуют вас, ребята.

Слайд 4. Здравствуйте, ребята!

Слайд 5.

Слайд 6. Good day, dear friends!

Вопрос: Как вы думаете, как я с ними познакомилась в век компьютерной технологии? (Ответы учащихся)

Слайд 7 (яблоко крутится). Я познакомилась с ними через чудо-блюдце Интернет. На их электронный адрес я послала письмо-приглашение на наш сегодняшний урок.

– Теперь, ребята, мы как хорошие, добрые люди поможем им преодолеть долгий путь своими знаниями об именах прилагательных.

III этап – этап сообщения целей и темы урока.

Слайд 8. На этом обобщающем уроке рассмотрим сходства и различия имен прилагательных в русском, якутском и английском языках.

- Как вы поняли, урок у нас будет необычный. Как пройдет наш урок? Урок-сказка. А тема – “Сказочная страна “Имя прилагательное””.

IV этап – основной этап, обобщение пройденного материала.

- Ребята, вы хотите познакомиться с Василисой Премудрой, Туйаарыма Куо и Барби?

- Давайте все дружно поможем им, чтобы сегодня они пришли к нам в гости.

Слайд 9. Еще раз посмотрим на карту сказочной страны. Рядом с озером “Глубокое” есть город Род. Через леса “Дремучие” придем к городу Число, через пустыню “Жаркое” мы придем к городу Падеж.

- По ходу выполнения заданий будем заполнять сравнительную таблицу. Вы маркером будете ставить знак плюса или минуса в зависимости от изменения имен прилагательных разных языков по родам, числам и падежам.

- Также работавшим учащимся я буду выдавать фотографии наших героинь.

Работа с текстом.

Слайд 10. В сказочной стране сейчас весна. Поэтому начнем урок работой с текстом о весне. (Учитель раздает карточки с заданиями учащимся. Текст читается учащимся.)

- Ребята, читаем текст по цепочке и называем имена прилагательные.

Текст

Мы в весеннем лесу. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Это распустился цветок. На толстом зелёном стебле красуются цветочки. Верхние из них нежно-розовые, а те, что пониже, - лиловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки. Посредине синеет весенняя лужа. Она полна до краёв прозрачной снеговой воды.

Солнце такое огромное, красноватое. А небо голубое-голубое.

Вопрос: сколько предложений, в которых нет имён прилагательных? (Только одно.)

Выполнение заданий

1-й этап город Род.

Слайд 11. Переведите на якутский и английский языки словосочетания весенний лес, молодая берёзка, голубое небо.

Проверяем:

Весенний лес - сааскы ойуур, spring forest

Молодая берёзка – хахыйах, young birch/tree

Примечание: в якутском языке нет словосочетания “эдэр хатыц”.

Голубое небо – куех халлаан, blue sky.

Вопрос: Во всех ли языках и/п изменяются по родам? Заполним сравнительную таблицу.

Слайд 12. Наши сказочные персонажи с вашей помощью удачно прибыли в г.Род.

Слайд 13. Перемещение персонажей.

2-й этап город Число.

- Наши сказочные героини какие? Девочки какие?

- Переведите словосочетания весенний лес, молодая берёзка, голубое небо на якутский и английский язык, изменяя их в числе.

Вопрос: Изменяются ли якутские и английские прилагательные, когда существительные изменяются во множественном числе?

- Заполним сравнительную таблицу.

Слайд 14. Вот и помогли мы персонажам дойти до города Число.

Слайд 15. Перемещение персонажей.

Слайд 16 Физкультминутка.

Руки верх Hands up –
Руки вниз Hands down,
Руки по бокам Hands on hips,
Сели. Sit down.
Встали, Stand up,
Руки в стороны, Hands to the sides,
Повернитесь влево Bend left,
Повернитесь вправо. Bend right.
Руки по бокам, Hands on hips,
Раз, два, три, прыг. One, two, three, hop.
Раз, два, три, стоп. One, two, three, stop.
Встали. Stand still

3-й этап город Падеж.

Найдите из текста словосочетания в им.п., вин.п., пр.п.

  • солнце такое огромное – и.п.
  • небольшую поляну – в.п.
  • на толстом зелёном стебле – п.п.

Вопрос: Сколько падежей в якутском языке? А сколько в английском.

- Заполним сравнительную таблицу.

Слайд 17. Наши персонажи с вашей помощью прибыли в третий город – г.Падеж.

Слайд 18. Перемещение персонажей.

(Каждой группе раздаю куклы)

Ребята, вот Василиса Прекрасная, Туйаарыма Куо и Барби благополучно пришли к нам на урок. Эти персонажи живут очень дружно, никогда не ссорятся, они всегда веселые, жизнерадостные и красивые.

Работа в группах

Теперь поработаем в группах.

Вот листок, на котором написаны слова “кукла” и “дружба”, подберите к ним как можно больше имён прилагательных. На работу вам дам 1 мин.

- Зачитывайте ваши слова.

Вопрос: Какие имена прилагательные можно образовать от слова “дружба”?

Слайд 19. В словаре В.И. Даля есть еще прилагательные дружебный (дружелюбный), дружливый (охочий дружиться).

Вопрос: Как вы думаете, зачем мы на уроке сравнили по теме “И/п” рус., як. и англ.языки?

Вывод: В як. и англ. языке не изменяется по родам, числам и падежам, только в русском языке изменяется, поэтому имя прилагательное в русском языке

Вопрос: Какой бывает предложение, текст без имени прилагательного (скучным, простым), а какой ? с именами прилагательными?

Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь богатой, выразительной, эмоциональной, образной.

Коллективная творческая работа

Слайд 20. Сейчас сочиним сказку о дружбе, в которой должно быть как можно больше имен прилагательных.

- Начнёт …

- Теперь, посчитаем, сколько фото сказочных персонажей у вас есть. Победит та команда, у которой больше фотографий.

Награждение победительных и активных учащихся. Вы очень хорошо поработали, я заметила, что вы умеете работать в группах, что очень похвально.

Слайд 21. Я предлагаю спеть со мной 1 куплет песни “Когда мои друзья со мной”.

Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,
что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной?
Что мне снег, что мне зной,
что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной?

V этап – подведение итогов занятий.

На этом наш открытый урок подошел к концу.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие моменты урока Вам больше всего понравились.

Слайд 22. Но прежде, чем попрощаться, я хочу, чтобы вы оценили работу нашего занятия. Если вы считаете, что урок прошел на отлично, вы показываете пять пальцев, если хорошо, то четыре, если на удовлетворительно, три, ну а если совсем не понравилось, то два.

Итак, какую оценку вы поставите нашей работе?

Спасибо Вам за участие. Мне было очень приятно с Вами работать.

До свидания, ребята! Керсуеххэ диэри, о5олоор! Good bye, friends!