Реализация творческого проекта и организация экспозиции в детском саду «Кто такие казаки?»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели проекта: развитие патриотического самосознания и познавательного интереса дошкольников посредством приобщения к культуре российского и сибирского казачества; представление опыта работы музея детского сада на республиканском конкурсе “Юный экскурсовод”.

Задачи:

  • расширить представления детей о себе, о человеке, о культуре, природе путем интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества;
  • открыть в детском саду экспозицию, посвященную казачеству;
  • организовать серию интерактивных экскурсий для детей, педагогов и родителей;
  • выявить наиболее способных знатоков музейного дела;
  • принять участие в республиканском конкурсе “Юный экскурсовод”;
  • способствовать закладыванию основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Сроки реализации проекта: с 10 марта по 30 апреля 2013 г. (день рождения города Абакана).

Мотивация для участников проекта: подарить творческий подарок любимому городу, узнать страницы истории своей малой родины.

Кто такие казаки, решили узнать дошколята и педагоги в детском саду города Абакана “Светлячок”. Все вместе решили провести свое исследование, узнать кто же такие казаки, реализуя творческий проект под одноименным названием “Кто такие казаки?”.

Из Интернет-ресурсов узнали информацию, посетили библиотеку с целью ознакомления с литературой из списка, рекомендованного в положении республиканского конкурса РЦДОД “Юный экскурсовод”. Так мы узнали и самом конкурсе, сроках проведения, и об интереснейшей и увлекательной теме про сибирское казачество.

И как только отзвучали песни и стихи для любимых бабушек и мам, все взялись за дело. Используя прием модель трех вопросов (что мы знаем о казаках, что нужно узнать, и, что для этого нужно сделать), неожиданно выяснили, что со словом казаки у дошкольников ассоциируется словосочетание казаки-разбойники. Первое впечатление сменилось на неоспоримое желание узнать вместе с детьми и родителями, а также специалистами и педагогами, откуда появились казаки в Хакасии, разучить стихи и песни, танцы, организовать комплексную экспозицию, пригласить всех на выставку, провести серию экскурсий. И – обязательно поучаствовать в городском фестивале “Серебристый колокольчик” и в республиканском конкурсе “Юный экскурсовод” 17 апреля 2013года!

И закипела работа: педагоги и родители принесли на выставку книги, художественные произведения, описывающие жизнь казаков. Конечно же, это известная трилогия А.Т. Черкасова, П.Д. Москвитиной “Хмель”, “Конь рыжий”, “Черный тополь”. Изучая тему переселения казаков в Хакасию, были представлены книги об организации казачьего селения в селе Соленоозерное, а именно, книга В.А. Солоухина “Соленое озеро”.

Педагоги ознакомились с исследовательской работой на тему “История переселения казаков в хакасские степи и образование казачьего села Форпост (ныне с. Солёноозёрное)”. Автор данного исследования – Рымарчук Анна Александровна, жительница села (руководитель работы – Фейлер Е.В., педагог - организатор МБОУ СОШ №12 с. Солёноозёрное, республика Хакасия, работа представлена на Международный Фестиваль Культуры и Искусства в секции Гуманитарные науки).

Педагоги собирались подгруппами, закрепляли наглядность, располагали собранный материал, обсуждали план и график экскурсий всех возрастных групп детского сада. Затем воспитатели подготовили юных экскурсоводов, которые упражнялись в самостоятельном проведении экскурсии для младших сверстников.

Дашу Гореву из группы “Лесовичок”, например, заинтересовала казачья песня, ее разнообразие, напевность, широта души, отражение судьбы народа, который чувствует ответственность за судьбу своей Родины. И возникла необходимость в организации детского ансамбля.

Собрался ансамбль из 9-и человек, которые репетировали, разучивали текст песен, определяли рисунок движений вместе с музыкальным руководителем и хореографом. Участники ансамбля примеряли костюмы, составляли последовательность исполнения попурри и попевок, оттачивали исполнение движений под живое звучание аккордеона. Ведь никак не обошлось без участия родителей и не только при сборе материала, а непосредственным участием в роли аккомпаниатора папы Даши Горевой – Ивана Сергеевича. Иван Сергеевич без пропусков посещал репетиции и ответственно поддерживал Дашу, помогая заучивать текст дома. А в детском саду всегда был начеку помощник – Комарова Надежда Васильевна, воспитатель группы “Лесовичок”. Нужно было подготовить презентацию музея, и рассказать о каком-либо экспонате. Надежда Васильевна и Иван Сергеевич совместно обсуждали все идеи, папа активно вносил предложения.

Все с азартом включились в реализацию данного творческого проекта, пробовали выполнять притопы, музицировать на гармониках и трещотках, ходили на экскурсию, фотографировались на память – и взрослые, и дети. Даже записали небольшое видео! В экспозиции набралось большое разнообразие народного костюма, пример женского праздничного костюма казачки – альбомы и коллекционные куклы.

Дошколята многое увидели, поняли и узнали, что главное призвание казака – быть военным. Запомнили, например, что в переводе с тюркского, “казак” – это значит, белый лебедь, а в монгольском языке “казак” – пограничник, воин.

Что мальчиков с детства готовили к воинской службе, они росли смелыми, ловкими, играли в военные игры, учились скакать на коне, драться деревянной шашкой. А если кто упадет, ему говорят и сейчас: “Не плачь казак, атаманом станешь!” Что главным у казаков был атаман, на голове у него была черная папаха с малиновым околышком, одет он был в военную форму, а когда казаки шли в бой, атаман был всегда впереди на лихом коне, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Дети запомнили, что история казачества переплетена с историей России и они принимали участие во всех войнах, эти люди были всегда первыми, вели разведку, обеспечивали прикрытие и защищали границы родины.

Узнали также, что в мирное время казаки занимались скотоводством, сеяли пшеницу, ходили на охоту. Очень заинтересовал дошкольников в нашем музее интересный экспонат для ловли животных, который называется “кулемка”. Он интересен тем, что приманивал зверька и ловил его, не повредив шкурки. И целая корзина шкурок рыжей лисы и чернобурки, которые можно потрогать, погладить. Можно было познакомиться с механизмом ловли соболя той самой “кулемкой”.

Экскурсоводы знакомили с бытом казаков, как женщины работали по дому и помогали мужьям справляться с хозяйством, а также ткали сукно, шили одежды. Дети вместе со взрослыми в нашем музее попробовали погладить белье старинным способом, без утюга, подержать тяжелый старинный утюг, который нагревали на печи, постирать на стиральной доске. Педагоги рассказали, что дети в казачьих семьях во всем помогали родителям и обязательно учились, семьи жили дружно, каждый знал свое место.

И мы сделали вывод, что казаки это сильные люди, которые далеко от родины среди чужого народа смогли создать свою казачью общину. Несмотря на трудности, сохранили веру в людей и любовь к своей Отчизне. Казаки – сыны славянских предков, а значит родные братья русского народа.

Обо всем этом Даша рассказала на конкурсе юных экскурсоводов, вместе с детьми и папой представили необычный экспонат – попурри из песен и частушек, которые сопровождались приплясом. Старания Даши отмечены грамотой “Лучший экскурсовод для младшей возрастной аудитории”. На память жюри и участникам конкурса “Светлячок” подарил памятные буклеты. Мы вправе утверждать, что, таким образом, отмечены и старания всех участников этого проекта. Вот такие интересные исследования и проекты бывают у нас в “Светлячке”.

Историческая справка:

В 2009 году на республиканский конкурс “Лучший экскурсовод” представляется материал Романовым Алешей – про фото музей в группе детского сада “Светлячок”, Бересневой Кристиной – про музей хакасской культуры. Об этом событии сняли репортаж местные СМИ, программа “Сегодня в Абакане” ТНТ, на выставке были представлены старинные фотоаппараты, в том числе аллоскоп 1945г., участник военных событий.

Текст презентации экспоната детского музея “Светлячка” – казачьей песни Горевой Даши, победителя республиканского конкурса “Юный экскурсовод”

О казачестве спроси –
Слава ходит на Руси.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На плечах своих несет.
Песни звонкие поет...
(Н. Дик)

Пять веков тому назад родилась казачья песня. Разная, и по-разному звучит она в разных местах. Их много, песен казачьих - несколько тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой, в них любил и под них плясал.

Люди не сразу научились писать романы, повести или рассказы о реальных исторических событиях. Наши предки и писать-то сначала не умели, но в песне раскрывалась душа народа, душа казака. Вот почему первым жанром исторической литературы можно считать народные песни. Мне стало интересно познакомиться с казачьим фольклором, а именно с казачьими песнями.

В них рассказывалось о жизни казака на военной службе, об отношении в семье, о традициях, нравах и быте людей тех далеких лет. Современные песни дают нам новые сведения о реально существующих людях.

У верховых казаков ценится мужское пение. Женское пение чаще можно услышать в свадебных, хороводных, бытовых, в бабьих жалобных песнях. Хоров как таковых в народе не было. Пели ансамблями по 5-6, 10-12 человек, обязательно на 2 голоса.

Начинает песню “начинщик” (запевала). Он же определяет темп и ритм песни. Остальные, импровизируют каждый по-своему. Такие песни “играются” как мини-спектакли. Ритм подчёркивается бубном, притопыванием, хлопками ладоней, посвистом, ритмичными “Эх!”, “Ох!”, “Оп!” и так далее.

Музыкальные инструменты казаки привозили из разных мест России, из стран, где проходили службу. Под гармонь пели “страдания”, “романсы”. Очень популярны были полковые военные оркестры. Они играли в юртовых станицах и городах. Более всего казаки любили воинские, походные, “служивые” песни. Их пели и в семьях, и на службе. Исполнялись они и стариками, и детьми, и женщинами.

Я сделала вывод, что казачья песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа, который чувствует ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков, казаков к нам – молодому поколению.

Список литературы.

  1. “Казачество”: энциклопедия / гл. ред. А.П. Федотов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с. : ил.
  2. “Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. - Новосибирск, 2010 г.
  3. Альманах “Тобольск и вся Сибирь” Вып.14 посвящен теме: Сибирское казачье войско/ сост. В.А. Шулдяков/ Обществ.благотвор. фонд “Возрождение Тобольска”. - 2011. - 596 с. : ил.
  4. Журнал “Родина”. Спец. выпуск 2004 г. № 5 посвящен теме “Казаки”. “Родина” выпуск 2004 №9; 1997 №8.