Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Управление познавательной самостоятельной деятельностью учащихся при использовании управленческих цепочек и на основе обратной связи. Учителем осуществляется заранее спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения. Учитель предоставляет учебный и дополнительный материал для самостоятельной работы, наблюдает за деятельностью учащихся, контролирует ее ход, корректирует усвоение знаний и умений учащихся.

Цель: Формирование представления о многообразии цветковых растений.

Задачи:

1. Изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых;

2. Развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами;

3. Развивать творческие способности учащихся;

4. Воспитывать положительные мотивы к учению и бережному отношению к окружающей среде.

Ход урока

I. Оргмомент. Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке.

Проводим прием “Ладошки”. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю Вас к совместной работе, если вы согласны откройте мне свои ладошки, если нет, то отверните их от меня.

Перед вами на столах лежат термометры я вас попрошу любым цветом который вам нравится закрасить первое деление, за тем в течение урока закрасьте еще 2 деления и в конце урока 1, а что это значит, я расскажу вам в конце урока. /Слайд №2/.

Проверка домашнего задания: /Слайд №3, 4/

Скажите, пожалуйста, с каким семейством двудольных растений мы познакомились на прошлом уроке? – ответы учащихся.

Правильно, молодцы. Сейчас мы проведем актуализацию знаний по теме семейство розоцветные.

1. Подчеркните растения семейства розоцветные:

Паслен черный, земляника лесная, роза коричная, ярутка полевая, клевер луговой, яблоня лесная, шиповник коричный, гравилат речной, горошек мышиный, рябина обыкновенная.

2. Опишите землянику лесную по следующему плану:

  • Жизненная форма _______________________________
  • Корень _________________________________________
  • Стебель ________________________________________
  • Лист ___________________________________________
  • Цветок _________________________________________
  • Плод __________________________________________
  • Формула и диаграмма цветка ______________________
  • Отдел _________________________________________
  • Класс __________________________________________
  • Семейство ______________________________________
  • Род ____________________________________________
  • Вид ____________________________________________
  • Место обитания _________________________________

3. Опишите строение цветка шиповника. Почему это растение относят к семейству розоцветных?

4. Чем отличаются плоды малины, рябины и яблони?

II. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

1. Сегодня мы познакомимся с растениями из семейства розоцветные. Семейство розоцветные не очень многочисленное семейство в него входят от 2000 до 2500 видов из 90 родов. Жизненные формы растений данного семейства разнообразны, но в основном это травянистые растения, редко встречаются кустарнички, еще реже кустарники, лазающие кустарники, лианы и встречаются деревья. /Слайд №5/.

2. История возделывания. Учащиеся готовят доклады об истории возделывания картофеля и табака. /Слайд №6/.

3. Биологический диктант по вариантам /Слайд №7/.

I вариант

.... - родина картофеля.

В Европу картофель завезли

испанцы в середине ..... века.

в России картофель появился во

Времена ........... .

Размножают картофель .........

Или его частями ...................

II вариант

Слово табак происходит от

названия острова .......

В Европу табак был завезен из

......... .............. .

В Европу табак попал в ...... веке.

Вещества табачного

дыма.............. ............ .............

4. Самостоятельная работа с рисунками и дополнительной литературой. Задание составить морфологическое описание растения. /Слайд №8/.

5. Лабораторная работа №24 “Строение цветка и плода растений семейства пасленовые”

Учащиеся выполняют работу по алгоритму, на демонстрационном столе имеется коллекция плодов растений семейства пасленовые, гербарии растений, муляжи цветка картофеля, рисунки, высушенные листья и побеги растений.

Алгоритм выполнения работы:

1. Запишите тему лабораторной работы в тетрадь;

2. Поставьте цель выполнения лабораторной работы;

3. Из оборудования, лежащего на демонстрационном стол, выберите необходимое для проведения работы;

4. Рассмотрите цветок, запишите формулу цветка, зарисуйте, сделайте обозначение;

5. Рассмотрите плод, дайте характеристику, зарисуйте в тетрадь.

6. Сделайте вывод. /Слайд №9/.

6. Химический состав плодов растений пасленовых на примере томатов. /Слайд №10/.

7. Самостоятельная работа со словарями. Найдите определения термину “Овощи”. /Слайд №11/. Овощные растения семейства пасленовые рассказ учителя с элементами беседы.

8. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Пользуясь текстом учебника параграф 26, а также основываясь на личном опыте, заполните таблицу “Использование растений семейства Пасленовые в жизни и хозяйственной деятельности человека”. /Слайд №12/.

Название Пищевые Лекарственные Декоративные
Картофель

Петуния обыкновенная

Перец горький

Томат

Табак курительный

Белена черная

Баклажан

Дурман обыкновенный

     

Проводим взаимопроверку.

III. Закрепление

Выберите признаки характерные для растений семейства пасленовых:

1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.

2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков.

3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.

5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

6. Плод - семянка.

7. Чашечка цветка раздельнолепестная, состоит из 5 чашелистиков.

8. Плод – ягода или коробочка.

9. Соцветие завиток.

10. Мочковатая корневая система.

11. Стержневая корневая система.

Проведите самопроверку /Слайд №13/.

И выставите оценку по критериям /Слайд №14/.

IV. Рефлексия. На обратной стороне термометра написаны вопросы ответьте на них.

Прочитайте цель и задачи урока. Достигли ли вы цели урока? Узнали Вы отличительные признаки растений пасленовые? Понравился Вам урок?

А теперь посмотрите на термометр, каким цветом вы закрашивали в начале урока, в середине урока и в конце, так изменялось Ваше настроение. /Слайд №15/.

Я очень рада, что у многих из вас настроение в процессе сегодняшнего урока изменилось в лучшую сторону.

V. Домашнее задание параграф 26 /Слайд №16/.