Управление познавательной самостоятельной деятельностью учащихся при использовании управленческих цепочек и на основе обратной связи. Учителем осуществляется заранее спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения. Учитель предоставляет учебный и дополнительный материал для самостоятельной работы, наблюдает за деятельностью учащихся, контролирует ее ход, корректирует усвоение знаний и умений учащихся.
Цель: Формирование представления о многообразии цветковых растений.
Задачи:
1. Изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых;
2. Развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами;
3. Развивать творческие способности учащихся;
4. Воспитывать положительные мотивы к учению и бережному отношению к окружающей среде.
Ход урока
I. Оргмомент. Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке.
Проводим прием “Ладошки”. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю Вас к совместной работе, если вы согласны откройте мне свои ладошки, если нет, то отверните их от меня.
Перед вами на столах лежат термометры я вас попрошу любым цветом который вам нравится закрасить первое деление, за тем в течение урока закрасьте еще 2 деления и в конце урока 1, а что это значит, я расскажу вам в конце урока. /Слайд №2/.
Проверка домашнего задания: /Слайд №3, 4/
Скажите, пожалуйста, с каким семейством двудольных растений мы познакомились на прошлом уроке? – ответы учащихся.
Правильно, молодцы. Сейчас мы проведем актуализацию знаний по теме семейство розоцветные.
1. Подчеркните растения семейства розоцветные:
Паслен черный, земляника лесная, роза коричная, ярутка полевая, клевер луговой, яблоня лесная, шиповник коричный, гравилат речной, горошек мышиный, рябина обыкновенная.
2. Опишите землянику лесную по следующему плану:
- Жизненная форма _______________________________
- Корень _________________________________________
- Стебель ________________________________________
- Лист ___________________________________________
- Цветок _________________________________________
- Плод __________________________________________
- Формула и диаграмма цветка ______________________
- Отдел _________________________________________
- Класс __________________________________________
- Семейство ______________________________________
- Род ____________________________________________
- Вид ____________________________________________
- Место обитания _________________________________
3. Опишите строение цветка шиповника. Почему это растение относят к семейству розоцветных?
4. Чем отличаются плоды малины, рябины и яблони?
II. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
1. Сегодня мы познакомимся с растениями из семейства розоцветные. Семейство розоцветные не очень многочисленное семейство в него входят от 2000 до 2500 видов из 90 родов. Жизненные формы растений данного семейства разнообразны, но в основном это травянистые растения, редко встречаются кустарнички, еще реже кустарники, лазающие кустарники, лианы и встречаются деревья. /Слайд №5/.
2. История возделывания. Учащиеся готовят доклады об истории возделывания картофеля и табака. /Слайд №6/.
3. Биологический диктант по вариантам /Слайд №7/.
I вариант
.... - родина картофеля.
В Европу картофель завезли
испанцы в середине ..... века.
в России картофель появился во
Времена ........... .
Размножают картофель .........
Или его частями ...................
II вариант
Слово табак происходит от
названия острова .......
В Европу табак был завезен из
......... .............. .
В Европу табак попал в ...... веке.
Вещества табачного
дыма.............. ............ .............
4. Самостоятельная работа с рисунками и дополнительной литературой. Задание составить морфологическое описание растения. /Слайд №8/.
5. Лабораторная работа №24 “Строение цветка и плода растений семейства пасленовые”
Учащиеся выполняют работу по алгоритму, на демонстрационном столе имеется коллекция плодов растений семейства пасленовые, гербарии растений, муляжи цветка картофеля, рисунки, высушенные листья и побеги растений.
Алгоритм выполнения работы:
1. Запишите тему лабораторной работы в тетрадь;
2. Поставьте цель выполнения лабораторной работы;
3. Из оборудования, лежащего на демонстрационном стол, выберите необходимое для проведения работы;
4. Рассмотрите цветок, запишите формулу цветка, зарисуйте, сделайте обозначение;
5. Рассмотрите плод, дайте характеристику, зарисуйте в тетрадь.
6. Сделайте вывод. /Слайд №9/.
6. Химический состав плодов растений пасленовых на примере томатов. /Слайд №10/.
7. Самостоятельная работа со словарями. Найдите определения термину “Овощи”. /Слайд №11/. Овощные растения семейства пасленовые рассказ учителя с элементами беседы.
8. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Пользуясь текстом учебника параграф 26, а также основываясь на личном опыте, заполните таблицу “Использование растений семейства Пасленовые в жизни и хозяйственной деятельности человека”. /Слайд №12/.
Название | Пищевые | Лекарственные | Декоративные |
Картофель Петуния обыкновенная Перец горький Томат Табак курительный Белена черная Баклажан Дурман обыкновенный |
Проводим взаимопроверку.
III. Закрепление
Выберите признаки характерные для растений семейства пасленовых:
1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.
2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.
5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
6. Плод - семянка.
7. Чашечка цветка раздельнолепестная, состоит из 5 чашелистиков.
8. Плод – ягода или коробочка.
9. Соцветие завиток.
10. Мочковатая корневая система.
11. Стержневая корневая система.
Проведите самопроверку /Слайд №13/.
И выставите оценку по критериям /Слайд №14/.
IV. Рефлексия. На обратной стороне термометра написаны вопросы ответьте на них.
Прочитайте цель и задачи урока. Достигли ли вы цели урока? Узнали Вы отличительные признаки растений пасленовые? Понравился Вам урок?
А теперь посмотрите на термометр, каким цветом вы закрашивали в начале урока, в середине урока и в конце, так изменялось Ваше настроение. /Слайд №15/.
Я очень рада, что у многих из вас настроение в процессе сегодняшнего урока изменилось в лучшую сторону.
V. Домашнее задание параграф 26 /Слайд №16/.