Вид урока: комбинированный урок.
Тип урока: урок конструирования познавательного конфликта, использования информационно-коммуникативных технологий.
Форма проведения урока: организация индивидуально-групповой, коллективной деятельности учащихся.
Цель урока: Определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов.
Задачи: продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научиться узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб.
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная;
- фронтальная,
- коллективная.
Оборудование урока:
- учебник;
- презентация,
- рыбки с цифрами,
- карточки-тесты.
План урока.
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний учащихся.
- Проверка знаний учащихся.
- Изучение нового материала с первичным закреплением.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала(тестирование).
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды.
Ф.И. Тютчев
Уважаемые друзья. Прочтите эти слова Ф.И.Тютчева. Как вы считаете, кому они посвящены?
3. Актуализация знаний учащихся
Конечно же, удивительным и таинственным животным- рыбам. Сегодня последний урок по данной теме, так о чем мы с вами будем продолжать знакомиться? ( мнения учащихся: с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. )
Запишите в тетради тему нашего урока: Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. (слайд 2)
4. Проверка знаний учащихся.
1. На листе находится текст в него необходимо вставить пропущенные слова:
Большинство видов рыб в классе.............
Вертикальному перемещению рыб способствует.............. ........
Самый богатый по видовому составу отряд рыб ............
Самая древняя из ныне живущих рыб- .............
Тело рыбы состоит из..............., ................., .................
Сердце у рыб..................., оно состоит из.............. и ...................
Взаимопроверка. (слайд 3)
2. Задание: перед вами карточка- внутреннее строение рыбы, она с номерами, ваша задача назвать орган, который соответствует данному номеру.
Взаимопроверка. За каждый правильно названный орган вы ставите по баллу на листах контроля знаний. ( на экране слайд 4)
Тестирование. Перед вами лежат карточки - задания. Вам необходимо выбрать правильное суждение, если высказывание верное - ставим плюс, высказывание ложное - ставим минус. (слайд 5)
Вариант 1 Верно или ложно суждение. 1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. 2.Тело большинства рыб покрыто косной чешуей. 3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь. 4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище в хвост. 5. Хвост рыбы - та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником. 6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник. 7. У мирных рыб, например у карпов, спинной плавник широкий и высокий. 8. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами. 9. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. 10. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии. |
Вариант 2 Верно или ложно суждение. 1. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой. 2. Рыбы не имеют органов слуха. 3. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки. 4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. 5. Высушенная хорда осетровых рыб используется в пищу. 6. Тела позвонков имеют двояковогнутую форму. 7. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. 8. Кровеносная система рыб замкнутая. 9.Сердце рыб состоит из двух камер - предсердия и желудочка. 10. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке- артериальная. |
Оценивание учащихся за домашнюю работу:
- 36-41 баллов – оценка 5
- 31- 35 баллов – оценка 4
- 26-30 баллов – оценка 3
- Менее 25 баллов- оценка 2
5. Изучение нового материала. (слайд7)
1) Каково значение рыб в жизни человека? Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения- ответы на интересующие вопросы.(слайд 8)
Значение рыб в жизни человека исключительно велико.
Общий мировой улов рыбы равен примерно 50 млн. т в год. По пищевому значению это количество соответствует стаду крупного рогатого скота в 650 млн. голов! Большую часть добываемой рыбы употребляют в пищу. Главная ценность рыбы как пищевого продукта заключается в белках. Кроме того, из нее получают жир, витамины, а также кормовую муку для откорма скота. Из отходов рыбной промышленности изготовляют удобрения.
Калорийность такой рыбы, как сельдь
, не уступает калорийности куриных яиц. Блюда из рыбы очень вкусны и легко усваиваются организмом. Поэтому рыбу считают ценным питательным и диетическим продуктом. Используют ее в вареном, жареном, копченом, соленом или консервированном виде. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями.Промысел рыбы.
Хотя промысловые рыбы обитают и в пресных водоемах, и в морях, наибольшее значение для промысла имеют морские виды. Главные промысловые скопления этих рыб сосредоточены на сравнительно небольших глубинах вблизи материков и на мелях, так называемых банках. В этих местах рыбы находят более обильный корм.
Спортивный лов рыбы развит очень широко. Этот способ ловли рыбы не преследует промысловых целей, но позволяет рыболову проявить свое умение, ловкость и знание биологии рыб. Рыболовный спорт служит хорошим и здоровым отдыхом, способствует более тесному общению человека с природой.
2) Только несведущему человеку кажется, что рыбы и искусство — это вещи не вполне совместимые, вот наш искусствовед думает по-другому.
Значение рыб в искусстве.
Конечно, рыбы попали и на полотна художников,например, натюрморты с рыбой, или картина А.Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша),город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.
3) Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.
Охрана рыбных богатств.
Используя современные мощные средства добычи, легко можно было бы полностью выловить всю рыбу и тем прекратить дальнейшее рыболовство. Чтобы этого не случилось, уже давно начали применять меры по охране и воспроизводству рыбы.
Российской федерации предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. Законодательством определены способы и сезоны лова. Сети должны иметь ячейки не меньше определенного размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы. Категорически запрещено глушение рыбы взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы всех возрастов и пород. Большое внимание уделяется устройству очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в реки, озера и моря воды, загрязненной отбросами фабрик и заводов. В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути. Лососи, например, и в природных условиях преодолевают каменистые пороги, поэтому они легко поднимаются по цементным каналам, в которых вода льется со ступеньки на ступеньку. Для осетровых рыб сооружают особые механические рыбоподъемники, напоминающие лифты.
4) В Красную книгу редких и исчезающих животных Белгородской области занесены 9 видов рыб. (слайд 9)
- стерлядь (осетровые),
- обыкновенный сом (сомообразные),
- жерех (карпообразные),
- судак,
- обыкновенный подуст,
- подкаменщик,
- обыкновенный усач,
- сырть (окунеобразные),
- форель.
Численность этих видов резко падает. Ещё Роберт Бернс предвидел беду, нависшую над классом "Рыб ", в своём стихотворении. (слайд 10)
Живая быстрая форель в стремительном полёте обречена попасть на мель, барахтаться в болоте.
Увы! Ничем я не могу помочь своей форели — она лежит на берегу и дышит еле-еле.
5) Как же мы можем помочь рыбам сохранить своё биологическое разнообразие? (выступления учащихся)(слайд 11)
Искусственное разведение рыб.
Вы уже знаете, что в природных условиях от разных причин погибает много икры и молоди рыб. Чтобы увеличить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах. От пойманных в период нереста взрослых рыб берут икру и молоки, смешивают их, заливают водой и помещают в рыбоводные аппараты - специальные сосуды, в которых поддерживаются благоприятные условия для развития икринок. Вышедших личинок содержат в искусственных бассейнах. Когда мальки достаточно подрастут и окрепнут, их выпускают в естественные водоемы.
Икру и мальков можно перевозить самолетами на дальние расстояния и заселять ценными породами рыб такие водоемы, где их не было. Так, в Каспийское море из Черного была переселена кефаль. Рыбы прижились, и теперь их там промышляют.
Прудовое хозяйство.
В небольших естественных и искусственных водоемах (прудах) выращивают некоторых рыб от мальков до взрослых. Чаще всего здесь разводят карпа - одомашненную форму сазана. У карпа мясо более вкусное и жирное, чем у его дикого предка - сазана. Карп быстрее растет и прибавляет в массе . Сазан пуглив и осторожен, а карп спокойно подплывает к месту кормежки: у него легко вырабатываются условные рефлексы на место и на время кормления. При разведении карпа учитывают, в какой воде он живет, чем питается, где нерестится, как зимует. Соответственно создают и условия для разведения карпа.
6. Закрепление изученного материала. (слайд12)
1. Чем спортивный лов отличается от промыслового?
2. Какие меры предусмотрены законами для охраны рыбных богатств?
3. Какова цель искусственного разведения рыб?
4. Какие знания необходимы для успешного ведения прудового хозяйства?
5. Каково значение рыб в природе и жизни человека?
Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме: (слайд 13)
7. Домашнее задание: параграф 35, повторить параграфы 31-34, ответить на вопросы в конце параграфа. (слайд 14)
8. Рефлексия. Закончите предложение: (слайд 15, 16)
- Я узнал(а), что....
- Я хотел(а) узнать о.....
О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!
На этой оптимистической ноте мы закончим нашу встречу.
Список используемой литературы. (слайд 16)
- В.Б.Захаров, Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано министерством образования РФ, Дрофа, Москва, 2002.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред.проф.В.М.Константнова.- 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2007.-304 с.:л.
- Никишов А.., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителей учащихся. Москва, “РАУБ”, “Цитадель”, 1997.