Викторина разработана для учащихся 8-9 классов в рамках предметной недели.
Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса “Биология. Человек” через систему занимательных заданий.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить полученные знания по данному курсу;
- расширить кругозор обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к биологии.
2. Развивающие:
- развивать самостоятельность мышления, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать исследовательский подход к учебному делу;
- развивать умение чётко и ясно формулировать свои мысли.
3. Воспитательные:
- формировать культуру умственного труда;
- вырабатывать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
- формировать привычку ответственного отношения к своему здоровью.
Организационный момент. В игре принимает участие 2 команды. Члены команды дают название своей команде, формулируют девиз, выбирают капитана команды. Жюри оценивает работу учащихся, полученные результаты заносит в протокол.
Конкурс 1. Кроссворд “Назови науки, изучающие человека!”
Организационный момент:
- учащиеся получают карточки с заданиями;
- работа проводится на время (3 минуты) в каждой команде отдельно;
- за каждый правильный ответ - 1 балл.
Задание.
1. Наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий.
2. Наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.
3. Раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.
4. Наука, раздел медицины, изучающая структуру и функцию нервной системы в норме и патологии, закономерности её фило- и онтогенеза.
5. Наука, раздел медицины, изучающая желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) человека, его строение и функционирование, его заболевания и методы их лечения.
6. Наука, раздел медицины, изучающий строение, функцию, заболевания сердца и сосудов.
Правильные ответы:
1. Гигиена
2. Физиология
3. Анатомия
4. Неврология
5. Гастроэнтерология
6. Кардиология
Конкурс 2. Кроссворд “Ты - мне, я - тебе!”
Организационный момент.
- команды выбирают вопросы для своих соперников, называя соответствующий номер (слайд презентации №2);
- начинает игру проигрывающая команда;
- время на размышление - 1 минута;
- за каждый правильный ответ - 1 балл;
- при неправильном ответе право ответа получает другая команда.
Вопросы (слайды презентации №3-12)
1. В 19 веке в западной Европе было проведено широкое обследование людей, страдающих туберкулёзом. В результате выяснилось, что люди, носившие кепки, заболевали чаще тех, кто ходил в цилиндрах. Как можно объяснить такую закономерность?
2. Человеку исполнилось 50 лет. Сколько лет суммарно находились мышцы его предсердий и желудочков в расслабленном состоянии?
3. В художественной литературе встречается словосочетание “голубая кровь”, что свидетельствует об аристократическом происхождении человека. Как вы понимаете смысл этих слов? Могут ли быть люди с “голубой” кровью? Почему появилось такое словосочетание?
4. При анализе крови больного врач определил, что он заболел малярией. По каким изменениям в крови человека врач сделал своё заключение?
5. Сколько литров крови перекачает сердце бегуна, если известно, что пульс у марафонца в период бега составляет 150 ударов в минуту, а время в пути 2 часа 30 минут. В период бега за одно сокращение сердце выбрасывает около 100 мл крови.
6. Различают клиническую и биологическую смерть. Какая из них наступает раньше? По каким признакам определяют, что произошла клиническая или биологическая смерть?
7. Известно, что гемоглобин эритроцитов принимает участие в переносе кислорода. Можно ли доказать, что между этими веществами происходит химическое взаимодействие? Каким образом?
8. Во время принятия водных процедур кровь приливает к коже. Почему не следует купаться сразу после принятия пищи?
9. Объясните смысл фразы: “Врач спасает человека, гигиенист - человечество?”.
10. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: “В каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”?
Правильные ответы:
1. Такую закономерность можно объяснить
социальными факторами. Цилиндры в 19 веке в Европе
носили обеспеченные люди, которые в большинстве
случаев не входят в группу риска развития
туберкулёза. Группа социальных факторов
“риска”:
мигранты; лица, проживающие в учреждениях
закрытого типа (интернаты, приюты, тюрьмы); лица с
асоциальным поведением.
2. 25 лет.
3. Обычно, когда говорят "голубая кровь", то подразумевают человека "благородного" происхождения. Известно, что белизна кожи долгое время являлась приоритетом именно аристократов, людей высшего света, благородного происхождения. Подразумевается то, что у людей со светлым оттенком кожи вены имеют голубоватый цвет, чего не наблюдается у людей со смуглой кожей. На самом деле людей с голубой кровью, конечно же, нет.
4. Малярия подтверждается обнаружением малярийных плазмодиев в препаратах крови, уменьшается количество эритроцитов, гемоглобина.
5. 2250 литров.
6. Клиническая смерть наступает раньше. Признаками клинической смерти является прекращение важнейших жизненных функций: потеря сознания, прекращение сердцебиения, дыхания и т.п. Однако в это время большинство клеток и органов ещё остаются живыми, их обмен веществ сохраняет упорядоченность. Затем постепенно развивается биологическая смерть, связанная с прекращением самообновления, утратой обменом веществ упорядоченности, наступлением в клетках аутолиза (самопереваривания) и разложения. Первой погибает кора головного мозга.
7. Венозная кровь имеет тёмно-красную с синеватым оттенком окраску. Артериальная кровь, богатая кислородом, ярко-красного цвета. Изменение цвета - прямой признак химического взаимодействия гемоглобина с кислородом с образованием оксигемоглобина.
8. Это затрудняет процесс переваривания пищи.
9. Врач спасет конкретного человека от конкретной болезни. Гигиенист же, следя за гигиеной и пропагандируя её, предотвращает заболевания широких масс населения Земли, защищает человечество от эпидемий.
10. “Корабли” - эритроциты, “гавани” - костный мозг.
Конкурс 3. “Переведи на язык биолога”
Организационный момент:
- командам предлагается разгадать 5 представленных на слайде презентации ребусов (слайд презентации №13), ответы фиксируются на рабочем листе.
- задание на время (3 минуты);
- за каждый правильный ответ - 1 балл.
Задание.
Назвать биологические понятия, зашифрованные в ребусах, изученные в курсе “Человек”.
Правильные ответы:
1. Яичник
2. Околосердечная сумка.
3. Ядро
4. Пищевод
5. Надкостница
Конкурс 4. “Познакомься с высказываниями великих людей”
Организационный момент:
- задача команды - ответить правильно и быстрее соперника;
- за каждый правильный ответ - 1 балл.
Задание: подобрать термины, употреблявшиеся известными людьми для характеристики человеческой сущности, закончить высказывания (слайды презентации №№14-18):
1. “... надо беречь. И не только свое” (Эмиль Кроткий).
2. “ ... — самое сложное, что есть в теле человека” (Клавдий Гален).
3. “ Новую пищу можно принимать только тогда, когда из ... выйдет старая” (Гиппократ).
4. “ ... — зеркало души” (Лев Николаевич Толстой).
5. “ ... – это пульт управления телом” (Силован Рамишвили).
Правильные ответы:
1 Сердце.
2. Мозг.
3. Желудок.
4. Глаза.
5. Голова.
Конкурс 5. “Конкурс капитанов”
Организационный момент:
- вопросы задаются одновременно двум капитанам, задача капитанов - ответить правильно и быстрее соперника;
- за каждый правильный ответ - 1 балл.
Задания/правильные ответы:
- Сколько камер в сердце человека? (4)
- Какой тканью образован язык? (мышечной)
- Какое вещество придаёт крови красный цвет? (гемоглобин)
- Какое “дерево” растёт в лёгких? (бронхиальное)
- Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе? (бабочка)
- В какую сумку ничего нельзя положить? (околосердечную)
- Как называется секрет слюнных желёз? (слюна)
- Назовите самую крупную артерию тела (аорта)
- Назовите подвижное соединение костей человека (сустав)
- Какая кислота вырабатывается в желудке? (соляная)
- Как называется восприятие запахов? (обоняние)
- У каждого человека есть своя улитка. Где? (ухо)
- Что обозначает число 32 в анатомии? (число зубов в норме)
- Кто не жалеет крови для других? (донор)
- Кто охотно принимает такие подарки? (реципиент)
Подведение итогов жюри, награждение победителей
Девиз науки (ведущий заканчивает мероприятие) - слайд презентации №19:
“Быть человечней биология научит,
Не разрушая, только созидать.
Любя природу, каждый, кто обучен,
Вреда не станет в мире добавлять!”
Литература, интернет-источники.
1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/Т.А.Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В.Суматохин и др. - М.: Дрофа, 1999г.
2. В. Рохлов, А. Никишов. Человек и его здоровье. Дидактический материал. - Изд-во: Илекса, 2001г.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. http://icite.ru - “Я цитирую”