Урок русского языка в 5-м классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


1. Тип урока: изучение нового материала.

2. Цели урока:

образовательная:

1) повторение сведений об однородных членах предложения, известные учащимся по курсу начальной школы;

2) показать учащимся выразительные возможности конструкций с однородными членами;

3) закрепление умений и навыков по расстановке знаков препинания при однородных членах предложения;

4) совершенствование орфографических умений и навыков учащихся;

развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления, умения анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы, развитие умения работать в команде.

воспитательная:

1) профилактика формирование потребности в ЗОЖ,

2) воспитание умения внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

3. Задачи урока:

1) конструирование предложений с однородными членами;

2) анализ строения предложений и составление схем предложений;

3) работа с учебником, использование таблицы “Знаки препинания при однородных членах” и составление схем предложений.

Здоровьесберегающий метод:

  • создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения    с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Метод контроля получения знаний.

Развивающая технология.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация Power Point “Однородные члены и знаки препинания при них”. (Приложение №1)
  • Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то из вас было хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки.

(Встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной) (Слайд 1+музыка)

Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Там леса, и тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
Здравствуй же, родная школа!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Проснулся я! 

Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.

Вступительная беседа.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас будет совсем необычный урок, мы с вами перенесёмся из класса в другое помещение... Но для начала вы должны заполнить пропуски, иначе вам не разрешат покинуть стены школы. Откройте тетради и запишите.

Двадцать шестое января. (На доске)

Классная работа.

А сейчас давайте вспомнить, что вы изучали на прошлом уроке. (Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство).

Запишите предложение и подчеркните в нем дополнение, определение и обстоятельство.

(Слайд 2)

Яркое солнце, прозрачный воздух и чистая вода нужны нашему организму всегда.

Подчеркивают у доски:

  • 1 ученик – дополнение;
  • 2 ученик – определения;
  • 3 ученик – обстоятельства

Молодцы. Ну а сейчас я предлагаю вам отгадать загаданное мною слово, которое поможет сформулировать тему нашего урока. Первая буква каждого отгаданного слова будет приближать вас к разгадке.

II. Объяснение нового материала.

(Слайд 3 )

  1. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы какой?, чей? (Определение).
  2. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (Дополнение).
  3. Как называются предложения, которые не имеют второстепенных членов? (Нераспространенные).
  4. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы где?, куда?, откуда? (Обстоятельство).
  5. Как называются предложения, которые имеют второстепенные члены? (Распространенные).
  • Прибавить корень слова “одного”.
  • Взять окончание в слове “спортивный”.

(Слайд 4)

Тема урока. Запись темы.

Однородные члены предложения.

Давайте подчеркнём оставшиеся члены предложения.

Вы обратили внимание на то, сколько у нас подлежащих? А сказуемых?

(Слайд 5 каждый ответ по щелчку)

  1. К какому члену предложения относятся подлежащие? (Относятся к одному и тому же члену предложения).
  2. Получается, что у нас три подлежащих при одном сказуемом.
  3. На какие вопросы отвечают подлежащие? (На один и тот же).
  4. Какой частью речи выражены? (Одной и той же)
  5. С какой интонацией они произносятся? (С интонацией перечисления).
  6. Как называются такие члены предложения? (Однородными членами)

Правильно. Давайте откроем нашу карту-учебник и посмотрим: правильно ли мы рассуждали об однородных членах предложения.

Какие члены предложения называются однородными?

(Чтение правила стр.154)

Скажите, что мы нового ещё узнали, прочитав это правило? (Однородные члены не зависят друг от друга, однородными могут быть любые члены предложения).

(Слайд 5)

Воспользовавшись схемами в учебнике, мы составим схему этого предложения.

Схема.

(Слайд 6)

Ну вот все заполнили, теперь можно отправляться в путь. Отгадайте загадку, и вы узнаете пункт нашего назначения.

III. Закрепление нового материала.

(Слайд 7)

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)

Правильно. Сейчас мы находимся с вами в спортзале. А вы любите заниматься спортом?

А каким видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заняться? Как вы думаете, для чего нужно заниматься спортом?

Молодцы. (Слайд 8)

Вы прыгаете и бегаете,
Играете в спортзале с мячом,
На лыжах катаетесь, плаваете
И учитесь хорошо.

(Слайд 9)

Спишите. Подчеркните однородные члены предложения.

  1. Как выделяются однородные члены предложения на письме?
  2. А когда не ставятся запятые? Составьте схему.
  3. О чем это стихотворение?
  4. Что указывает на то, что герои ведут здоровый образ жизни?

(Слайд 10)

А вы знаете, ребята, Казань – самая спортивная столица, в ней очень много спортивных объектов. В нашем районе они тоже есть.

(Слайд 11)

Мы сейчас разделимся на группы по пять-шесть человек, каждая группа соберет фотографию спортивного объекта нашего района и прочитает его название. Итак, начали, кто быстрее узнает название.

(Слайд 12)

(Слайд 13-15 показываем объекты в той очередности, в которой были сложены картинки)

Скажите, какое событие нас ожидает в 2013 году? (Универсиада 2013)

(Слайд 16)

Эти все спортивные сооружения – объекты Универсиады 2013

Логотип Универсиады 2013 представляет собой компактную вертикальную прямоугольную конструкцию, состоящую из английских слов Универсиада, Казань, Россия, года проведения Универсиады и пяти звезд Международной Федерации Студенческого Спорта

(Слайд 17)

В основе эмблемы Универсиады 2013 лежит так называемый тюльпан, составляющая часть современного татарского орнамента. Кроме того, цветы — это неотъемлемый атрибут лета, символ молодости и развития, радости и счастья.

В какое время года будет проводиться Универсиада 2013

Какие летние виды спорта вы знаете?

Летние виды спорта

Орфографический диктант.

Фехтование, футбол, дзюдо, волейбол, баскетбол, теннис, гимнастика, футбол, хоккей на траве, бадминтон.

Проверим.

(Слайд 18-19)

Делаем зарядку
Сл. З.Петрова.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку.

Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкой всегда
Будем заниматься.

Пусть не всё хорошо
Может получиться,
Не печалься, дружок,
Надо научиться.

Допишите предложение. Подчеркните однородные члены предложения.

(Слайд 20)

В спортивную программу Универсиады 2013 в Казани вошли ...

IV. Выводы урока.

Фронтальный опрос

- Какие члены предложения называются однородными?

- Зависят ли однородные члены друг от друга?

- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Приведите свои примеры предложений с однородными членами.

- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

V. Домашнее задание.

  • п.60 , упр.462 или составить 5-6 предложений с однородными членами

Подведение итогов

VI. Рефлексия.

1. Узнал ли ты на уроке то, что вам пригодиться в учёбе?

2. Комфортно ли вы чувствовали себя на этом уроке?

3. Хотелось бы тебе ещё присутствовать на похожем уроке?