Правописание чередующих гласных в корне -лаг- (-лож-)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (629 кБ)


Тип урока — урок усвоения новых знаний.

Целеполагание для ученика (что надо знать, что уметь после изучения темы):

  • Предметные цели:  знать правило о написании О-А в корне -лаг- — -лож-,  уметь  использовать  на письме  правило  о написании О-А в корне -лаг- — -лож-, уметь различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; уметь различать корни-омофоны.
  • Метапредметные цели (цели, отражающие развитие ОУУД):
    • регулятивные: уметь планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; уметь высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
    • познавательные: уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, переводить информацию из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
    • коммуникативные: уметь работать в парах в соответствии с нормами общения, высказывать свои суждения, слушать и понимать других; уметь строить связную монологическую речь.

Целеполагание для учителя

  • Предметные: формировать умение использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг- — -лож-, умение различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; совершенствовать умение различать корни-омофоны.
  • Метапредметные (цели, отражающие развитие ОУУД):
    • регулятивные УУД: формировать умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
    • познавательные: научить пользоваться различными источниками информации, совершенствовать умение анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, развивать навык перевода информации из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
    • коммуникативные: организовать работу в группах, формировать умение работать в парах в соответствии с нормами общения, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других; помогать развивать связную монологической речь.

Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение оценивать самостоятельно достигнутые результаты.

Оборудование, необходимые материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки для работы в группах.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Слайд №2)

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Постановка учебных задач (Слайды №3 – 4)

Учитель организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва:

  • сообщает, что работа на уроке будет проходить в парах;
  • просит вспомнить правило проверки безударной гласной в корнях  слов;
  • предлагает вставить пропущенные буквы в словах на карточке №1 (Приложение 3)

Задание для учащихся

Предл..гать, предл..жить, сл..гать, сл..жение,   прил..гать,    прил..жить.

3. Совместное исследование проблемы (Слайды № 5-8)

Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи:

  • предлагает разобраться, какое правило действует в корне -лаг-//-лож-,  для этого предлагает  выполнить задание на карточке №2 (Приложение 3):

Задание для учащихся

Выделите в словах корни. Распределите слова в два столбика. Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня. Выявите закономерность.
Предлагать, предложить, слагать, сложение,   прилагать,  приложить.

Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

4. Моделирование (Слайд  № 9)

Учитель организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Предлагает  сформулировать правило написания гласных а-о в корне -лаг-//-лож-.
Предлагает  сравнить собственную формулировку с формулировкой учебника. (§38, п.1)

5. Конструирование нового способа действия (Слайд  № 10)

Учитель организует учебное исследование для выделения понятия: предлагает составить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- — -лож-.

Ученики составляют алгоритмы и оформляют графическая  запись этих алгоритмов в тетради.

Физминутка (Слайд  № 11)

Учитель предлагает встать и попробовать движениями рук, покачиваниями головы  изобразить алгоритм  применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- // -лож-.
Учитель проговаривает вместе с детьми во время физминутки алгоритм применения правила.

6. Переход к этапу решения частных задач (практическая деятельность учащихся) (Слайды  № 12-14)

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Составление словосочетаний (одно из слов с корнем -лаг- — -лож-).

Учитель осуществляют работу по выполнению отдельных операций: учащиеся осуществляют учебные действия по составленному алгоритму (применяется групповой, индивидуальный методы).

Задание для учащихся

Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.

пол..жение
изл..жение
сл..гаемое
предпол..жение
прил..гательное
сл..жение
изменить
высказать
закончить
просклонять
уменьшить
произвести

Ученики осуществляют самоконтроль.

Соблюдение морфологических норм при образовании видовой пары положить — класть и её парадигмы. Составление словосочетаний.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Участвуют в обсуждении содержания материала.

7. Применение общего способа действия для решения частных задач (Слайды  № 15-17)

Учитель организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу  по совершенствованию

  • умения использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг- — -лож-,
  • умения различать омонимичные корни.

Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение написания пропущенных букв.

Задание для учащихся

Составьте два предложения с данными словосочетаниями. Объясните написание пропущенных букв.

отл..жить газету
предл..гать чашку чая
уютно распол..житься
ул..жить куклу

Ученики применяют новый способ, осуществляя отработку операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения. Используют речь для регуляции своего действия.
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Работа с омонимичными корнями.  (Сравнивают слова в двух столбиках. Определяют, почему они распределены в две группы?)

Задание для учащихся

предложение
положение
изложить
выложить
ложь
ложный

Ученики участвуют в обсуждении содержания материала. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия.

7. Контроль на этапе окончания учебной темы (итог  урока) (Приложение 4, Слайды  № 18-31,32)

Выполнение теста (Приложение 2)

Диагностическая работа (на выходе):

организация дифференцированной коррекционной работы,
контрольно-оценивающая деятельность.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий.
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Рефлексия:  приём незаконченного предложения. (Я узнал… Я научился… Я никогда не ошибусь…)

8. Осмысление домашнего задания

Слайды  № 33-36

Ученики могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

  • Выполнить упражнения 591 (1): составить и записать словосочетания с данными словами, объяснить написание гласных  в корнях с чередованием.
  • Составить и записать небольшой текст (5-6 предложений) или отдельные предложения по картине Б.М.Кустодиева «Ярмарка» (http://smallbay.ru/kustodiev.html), используя слова с корнем -лаг- — -лож-. Объяснить написание гласных  в корнях с чередованием.

Литература

  1. Львова С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. — М: Мнемозина, 2008 г.
  2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Комплект из 3-х частей. — М: Мнемозина, 2008 г.
  3. Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. В 2-х частях. — М: Мнемозина, 2013 г.
  4. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь. 5 класс. — М: Мнемозина, 2013 г.
  5. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова "Рус.яз. 5 кл" — М: Мнемозина, 2013 г.
  6. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. — М: Просвещение, 2012.
  7. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова.  — М.: Просвещение, 1999.

Технологическая карта урока (Приложение 1)