Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить".
(М. Горький)
Класс: 5 класс.
Время работы: 90 минут.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала по разделам программы: кулинария, машиноведения, материаловедение, конструирование и моделирование швейного изделия, рукоделия.
Цели урока:
- образовательная – обобщение и систематизация знаний обучающихся по ранее изученному материалу на уроках технологии;
- развивающая – развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, формирование нестандартного решения в процессе игры;
- воспитательная - формирование у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим, стремления к взаимопомощи и сотрудничеству, умения сопереживать.
Форма проведения: игра “Смышлёная мастерица”.
Методическое оснащение: мультимедийный комплекс или интерактивная доска, презентация (приложение №1), бланк для подсчета баллов, медали за звание “Мастерица”
Девиз игры: “Я без дела не скучаю: шью, вяжу и вышиваю”.
В начале урока обучающиеся делятся на две команды (можно по бригадам). Каждая команда придумывает свое название и девиз. Им выдается бланк для подсчета баллов (приложение №2) и знакомят с правилами игра.
Правила игры:
Участники: учитель – ведущий, две команды.
Право первого хода определяется жеребьевкой.
Команды по очереди выбирают вопрос по разделам и сложности (чем больше баллов за ответ, тем сложнее вопрос).
На обсуждение вопроса дается 30 секунд. В случае правильного ответа команда получает указанное количество баллов. Если ответ не правильный баллы вычитаются, и право ответа на данный вопрос переходит к другой команде.
Правильно ответившая команда выбирает следующий вопрос.
Если ни одна команда не дала правильного ответа, право хода определяется жеребьевкой.
Если при выборе вопроса:
- выпадает супер приз, то команда засчитывает себе баллы - не отвечая на вопрос, ход переходит другой команде;
- значок “улыбнись” - означает переход хода.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Вопросы игры
КУЛИНАРИЯ | ответ | |
100 | Без нее не будет винегрета. | свекла |
200 | Самая торжественная белого цвета. | скатерть |
300 | Супер приз | |
400 | Убранство стола: посуда, столовые приборы. | сервировка |
500 | “Яблоко любви” - так во Франции называют этот овощ. | помидор |
600 | Что по народным представлениям означало начало всего живого | яйцо |
700 | “Улыбнитесь” | |
800 | Биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. | витамины |
900 | Кто придумал закрытый бутерброд. | английский игрок сэр Сандвич |
МАШИНОВЕДЕНИЕ | ответ | |
100 | Место соединения деталей. | шов |
200 | Супер приз | |
300 | Кто предложил первый проект швейной машины для пошива одежды. | Леонардо да Винчи |
400 | Деталь при помощи, которой швейная машина приводится в рабочее состояние. | маховое колесо |
500 | “Улыбнитесь” | |
600 | Ее необходимо выполнять в начале и конце строчки. | закрепка |
700 | Деталь швейной машины, необходимая для намотки нитки на шпульку. | моталка |
800 | Соединение нескольких приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам машинной строчкой. | стачивание |
900 | Соединить машинной строчкой детали, одна из которых наложена на другую. | настрочить |
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ | ответ | |
100 | Супер приз | |
200 | Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. | лен |
300 | Материал, который изготавливают на
ткацком станке путем переплетения нитей. |
ткань |
400 | Продукт процесса прядения. | пряжа, нити |
500 | Профессия, связанная с изготовлением швейных изделий. | швея |
600 | Синоним долевой нити. | нить основы |
700 | Край ткани с более плотным переплетением. | кромка |
800 | Порок, брак ткани. | дефект |
900 | “Улыбнитесь” |
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ | ответ | |
100 | Все, что одевается на тело. | одежда |
200 | По какой из сторон фигуры снимают мерки? | по правой |
300 | “Улыбнитесь” | |
400 | Чертеж швейного изделия в натуральную величину. | выкройка |
500 | Специалист, занимающийся разработкой эскиза с учетом направления моды в одежде. | модельер |
600 | Процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и учетом припуска на швы. | раскрой |
700 | Супер приз | |
800 | Величина, прибавляемая к выкройке изделия на обработку. | припуски |
900 | Детали швейного изделия до его пошива. | крой |
РУКОДЕЛИЕ | ответ | |
100 | “Улыбнитесь” | |
200 | Тонкий металлический стержень с заостренным концом с одной стороны и ушком с другой. | игла |
300 | Как называются нитки для вышивания? | мулине |
400 | Его переводят на ткань. | рисунок |
500 | Приспособление для вышивания, на котором закрепляется натянутая ткань. | пяльцы |
600 | Смотри, раскрыли они пасть. В нее ткань можно класть, Ткань в их пасти Разделяется на части. |
ножницы |
700 | Материал, который используется для соединения деталей изделия, вышивания. | нитки |
800 | Как переводится на русский язык “пэчворк”. | лоскутная техника |
900 | Супер приз |
Итоги игры: победитель определяется по количеству баллов, заработанных каждой командой. Всем членам победившей команды присваивается звание “МАСТЕРИЦА” и вручаются медали (приложение №3)