Занятие по математике по сюжету русской народной сказки "Три медведя"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: познавательная, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность.

Задачи на развитие познавательных способностей:

  • Узнавать и называть геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.
  • Считать в пределах 5, соотносить количество с числом.
  • Закрепить порядковый счет.
  • Закрепить навык ориентировки на плоскости.
  • Задачи на развитие связной речи:
  • Развивать элементарные формы объяснительной речи.
  • Умение обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение.

Воспитательные задачи:

  • Поддерживать положительные эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки.
  • Развивать умение слышать и слушать вопрос.

Материал к занятию:

  • Три треугольника коричневого цвета, но разного размера.
  • Картинки с изображением трех медведей, Машеньки.
  • Листы на каждого ребенка со схематическим изображением леса и Машеньки в правом верхнем углу, домиком в левом нижнем углу.
  • Перфокарты, на которых слева расположены сверху вниз девочки. Возле каждой цифра, а справа корзинки с ягодами (от одной до пяти).
  • Картон квадратной формы.
  • Счетный материал: ягоды, грибочки, божьи коровки. Кленовые листочки.
  • Геометрические фигуры6 треугольники. Квадраты, круги.
  • Карточки с цифрами от 1 до 5.
  • Рабочие листы на каждого ребенка, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Приветствие. Вводная часть

Дети стоят полукругом перед мольбертом с тремя коричневыми прямоугольниками разных размеров.

– Ребята! Сегодня к нам в гости пришла сказка. А какая это сказка, мы с вами сейчас попробуем отгадать. Посмотрите и скажите, как называются эти геометрические фигуры и сколько их7
– Эти геометрические фигуры называются прямоугольники. Их три.
– Скажите, чем отличаются эти прямоугольники? Чем похожи?
– Прямоугольники разного размера, но одного цвета – коричневого.
– Послушайте загадку:

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки?

– Действительно, ребята, мы недавно читали с вами сказку, в которой три героя. У них у всех коричневые шубы и все они разного размера. Эта сказка называется  «Три медведя».
– А как вы думаете, за каким прямоугольником мог спрятаться Михайло Потапович? Настасья Петровна? Мишутка?

Дети отвечают.

– Давайте проверим. Переворачивайте прямоугольники. На них нарисованы сказочные герои.
– Молодцы, ребята! Скажите мне пожалуйста, а каким по счету стоит Михайло Потапович? Настасья Петровна? Мишутка?

Ответы детей.

II. Задание  на соотнесение цифры и числа

– А теперь давайте вспомним, с чего начиналась сказка? С того, как Машенька пошла с подруженьками в лес за ягодами.
– Правильно. Ребята. Машенька с подружками набрали много ягод, да только вот беда, они перепутали корзинки. Давайте поможем им.  (Дети садятся за столы. Перед ними рабочие листы с заданием.)
– Посмотрите, около каждой девочки написано, сколько ягод она набрала в корзинку.
– Сосчитайте ягоды в корзинках и соедините с той девочкой, которая потеряла корзинку.

Дети выполняют задание под музыку.

– Молодцы, ребята!

III. Упражнение в счете

– Разобрали подружки корзинки и пошли дальше гулять в лесу. А Машенька у видела на дереве птичек и решила их сосчитать. Лера, помоги Машеньке сосчитать птичек.
– Правильно, 5. А как вы думаете, какая птица здесь лишняя? (Ласточка). Почему? (Потому что она перелётная, а остальные – зимующие).
–  А под деревом сидят зайчата. Решила Маша и их сосчитать. Иди Артем, помоги Машеньке. Сколько зайчат? Правильно, четыре. А кого же больше: птичек или зайчат? Птичек больше. А на сколько больше? На одну.

IV. Закрепление навыков ориентировки на плоскости

– Пока Машенька считала птичек да зайчиков, подружки ушли далеко, а Машенька заблудилась. Идет она по лесу, ищет знакомую дорожку домой. А вокруг деревья стоят высокие. И не знает она. Что за деревьями притаился домик. Давайте поможем Машеньке и выведем ее домику.

Дети проходят к столам с рабочими листами.

– Посмотрите на рисунки и скажите, где находится Маша. Маша находится в правом верхнем углу. А где находится домик? Домик находится в левом нижнем углу. Помогите Машеньке пройти к домику.

Дети карандашами прорисовывают тропинку к домику. Воспитатель хвалит детей.

V. Физ. минутка

– Вот и помогли мы нашей героине. Теперь она может отдохнуть, а мы посмотримс, что же делают хозяева домика. Выходите ко мне на ковер.

Мишки по лесу гуляли
И грибочски собирали.
Раз-грибок и два-грибок.
Их положим в кузовок.
Под кусточком три масленка,
На болте – моховик,
На пенечке – два опенка,
А под елкой – боровик.

– А давайте поиграем. Вы будете мишки. Я покажу цифру, а вы будете выполнять задания. Медвежонок Алеша, хлопни столько раз (5). Медвежонок Лера, топни гогой столько раз (3).
– Какие молодцы медвежата!

VI. Задание на группирование предметов по признаку формы и размера

– Давайте вернемся в нашу сказку. Пришли медеведи домой голодные. А их ожидает сюрприз. Машенька напекла им печенье. Печенье не простое – геометрическое. Давайте разложим угощенье. Вот три тарелки. Как вы думаете, какая тарелка Михайло Потапыча? – больщая, красная. Какая тарелка Настасьи Петровны? – поменьше, желтая. А Мишенькина? – Маленькая, синенькая.
Михайло Потапыч любит печенье треугольной формы. Настасья Петровна – квадратное, а Мишенька – круглое.

Дети разносят угощение по тарелкам.

VII. Закрепление навыков ориентировки на плоскости

– Медведям понравился Машин подарок и они решили ее отблагодарить, испекли для нее торт. Но вот беда – они не умеют украшать торты. Давайте поможем медведям.

Дети садятся за столы.

– Какой формы мспекли мишки торты? (Квадратной).
– Давайте вспомним, где у вас правая рука? Покажите левую руку. Молодцы1
– А теперь послушайте задание:

  • В правый верхний угол положите ягодки.
  • В левый верхний – две божьих коровки,
  • В левый нижний – три грибочка,
  • В правый нижний – кленовые листок.

VIII. Подведение итогов

– Вот и пришла пора прощаться с героями любимой сказки. Мы сегодня очень много сделали, помогли Медведю и Машеньке. Они вам очень благодарны за ваши старания. А сейчас они прощаются до новой встречи. А на память они оставили красивые наклейки с персонажами сказки «Три медведя».