Урок творчества "Моя вообразилия" (по произведениям Б.В. Заходера). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Познавательный аспект:
    • познакомить учащихся с биографией Б. В. Заходера, его произведениями;
    • формировать представление о художественных средствах создания образов героев;
    • формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихи.
  • Развивающий аспект:
    • развитие умения понимать замысел поэта, анализируя его стихи;
    • развитие творческих умений (написать стихотворение или прозу) по данной  модели;
    • развитие умения оценивать собственное чтение и чтение товарищей;
    • развитие кругозора, интереса к предмету, речи учащихся, эмоциональной сферы личности ребёнка, обогащение словаря за счет знакомства с новыми словами.
  • Воспитательный аспект:
    • воспитание познавательной активности;
    • воспитание культуры восприятия новых произведений;
    • воспитание внимательного отношения к мнению окружающих людей, радости сопереживания, формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе.

Оборудование: выставка книг произведений Б. В. Заходера, книга а. Милна, портрет Б. Заходера, плакат «Моя вообразилия», картинки с героями произведений Б. Заходера.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Объявление темы урока (2 мин.)

– Сегодня мы с вами отправимся в необычную страну, которая называется Вообразилия. (Плакат, вывешивается на доску)
– Вы никогда не были в этой стране, правда? Пригласительные билеты лежат на ваших столах. Придумал эту замечательную страну замечательный детский поэт и писатель  Борис Владимирович Заходер. Вот его портрет. Он прожил долгую жизнь – 82 года. Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году в молдавском городе Кагул, детство провел в Москве. После школы Заходер поступил в Литературный институт, откуда в 23 года ушел на фронт. Институт Заходер окончил в 1946 году, после демобилизации.
В армейской печати военных лет появились его стихотворения, однако к профессиональным занятиям литературой Заходер пришел лишь в начале 1950-х. Первой серьезной публикацией был сборник переводов "Веселые стихи польских поэтов".
Наиболее известны переводы-пересказы Владимира Заходера сказок Милна "Винни-Пух и все-все-все", Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", Памелы Треверса "Мэри Поппинс ", Джорджа Барри "Питер Пен, или Мальчик, Который Не Хотел расти", Льюиса Кэрролла "Приключение Алисы в стране чудес", сказок братьев Гримм, Карела Чапека, стихов польских поэтов, польских народных песенок, стихотворений Иоганна Гете.
Борис Заходер скончался во вторник, 7 ноября утром, на 83-м году жизни.
Герои его произведений пришли сегодня на урок. А что же происходит в Вообразилии? Давайте послушаем.

(Чтение заранее подготовленными учащимися)

1. В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии.

2. Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья.
Умеют Львы Косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Играют с вами в салочки
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!

3. В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
4. В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно.
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишён воображения,–
Увы, не знает, как войти
В её расположение!

– Посмотрите ещё раз на текст стихотворения. Прочитайте его про себя и подчеркните строчки, говорящие о том, Что происходит в Вообразилии.

3. Групповая работа (5 мин.)

– Кто не может попасть в Вообразилию? Прочитайте. Что такое воображение? (Мысленное представление)
– Все любят фантазировать, воображать? Тогда вперёд, в Вообразилию.

4. Работа с текстом учебника

Заходера часто спрашивали: «Почему Вы пишете для детей?» Он так отвечал на этот вопрос. «Во-первых, пишу я для детей потому что мне эта нравится. Когда пишешь, приятно думать, что тебя поймут. И тут на детей надежды больше. Во-вторых: Ещё в страну люди заметили, что писатель стремиться писать для потомства. Т. е.  для будущего. Ну а дети, как известно, и есть потомство».

– А теперь посмотрите кто ещё пришёл и нам сегодня? (Рисунок Вини-Пуха)
– Казалось бы, какое отношение имеет Винни-Пух из английской сказки писателя А. Милна и Б. Заходеру?
– Правильно Борис Заходер был замечательным переводчиком. Он в совершенстве знал немецкий и английский  язык. Он перевел сказку Милна на русский язык, дал медвежонку имя, а так же сочинил для него специальную песенки  (Шумелки, Пыхтелки, Сопелки).
– Послушаем песенку Винни, вообразим себя медвежатами и  проведем физминутку.

Вы поставили пластинку
Мы выходим на разминку
Только в лес мы все пришли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок один
Ну в вниз – ещё один
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаеи
Руки за голову кладем
И в развалочку идём
Ма шагаем мы шагаем
И медведь не отстоёт
Руки выше поднимает
Голову не отпускает
Дышим ровно глубоко
А теперь пора домой.

– Кроме этой песенки, у Винни-Пуха есть ещё песенки, которые послушайте в исполнении наших одноклассников, который так же сочинил Б. Заходер.

5. Работа с учебником ( с. 135)

– Кто ее поёт?

Работа в парах.

– Определите, кто в вашей паре будет Кто. (Чтение парами)
– Какие необычные слова произносит Пятачок?
– Для чего они даны?
– «Жужжащие чтение» «Жужалки» и «Сопелки»?
– А теперь попробуем сочинить песенку для других героев (работа в группах с помощью опорных слов)

Пятачок  несет Шарик для ИА-Иа

Спешу, дышу, говорю, подарю

Винни-Пух с Пятачком идут в гости к Кролику

Идем, найдем, поедим, поглядим.

Мудрая Сова нашла хвост Иа-Иа

Заканчивается наше путешествие

6. Подведение итогов

– Понравилось  ли вам наше путешествие?
– Благодарю какому писателю мы смогли там побывать
– Что интересного, нового было нашем уроке творчества?

7. Домашнее задание

Выучить наизусть одну из песенок