Урок-диалог "Сжатое изложение"

Разделы: Русский язык


Планируемые результаты:

Предметные: приобретают навык написания сжатого изложения;
Регулятивные: соотносят результат  своей деятельности с целью и оценивают его;
Познавательные:

  • представляют информацию в виде таблиц, схем, в том числе с помощью ИКТ;
  • умеют передавать содержание в сжатом  виде;

Коммуникативные:

  • развивают орфоэпические навыки;
  • обогащают свой словарный запас;
  • совершенствуют грамматический строй речи, устную и письменную речь.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты, справочные материалы, ватман, маркеры.

ХОД УРОКА

  Учитель: На уроках русского языка мы работали с текстами.
– Какие виды работы вы умеете выполнять? (Пересказ текста, подбор заголовка, составление плана текста)
– И сегодня  я предлагаю поработать с текстами.
Работать будем в парах. Перед вами на партах текст и памятка-инструкция (задание выведено на слайд).

Памятка-инструкция

1. Вычленить существенную информацию.
2. Используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию.
3. Записать получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.
4. Определить способ сжатия текста.

 

1 вариант (1 ряд) 2 вариант (2 ряд) 3 вариант (3 ряд)
Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, трак­торов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых со­временный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится де­фицитной на земном шаре и валерьянка. Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые га­зы,  которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте пере избыток всевоз­можной информации. Прибавьте к этому скученность, обу­словленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там, нашел её, растущую в тени. Вот растение, которо­му в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить кра­сивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.

Учитель: Вопросы есть? Выполняем.

Учитель: Кто представит свой вариант ответа на доске?

(Вышли в паре и показывают свой вариант – ватман на доске; используя маркер, работают с текстом,  выведенным на экран через проектор)

Учитель: Какой способ сокращения вы применили?  Какие еще способы сжатия текста  вы знаете?

2. Индивидуальная работа.

Учитель: Давайте запишем  способы сжатия текста. Что характерно для каждого из них? 

Ученики в тетрадях:

Обобщение                           исключение                                      упрощение

1. Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим словом;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (ВСЕ, НИЧЕГО).

2. Исключение:

  • исключение из предложения повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов (однородных членов);
  • исключение уточняющих и поясняющих, вставных  синтаксических конструкций, обособлений (причастных/деепричастных оборотов), обращений, неважных вводных слов и конструкций;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких предложений с второстепенной информацией;
  • исключение неважного диалога.

3. Упрощение:

  • слияние (объединение) нескольких простых предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением ЭТО, ТО;
  • замена сложноподчинённого предложения простым (придаточная часть с/п предложений – второстепенная, неважная информация, кроме придаточных дополнительных);
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением: с/п предложение с придаточным определительным – на простое с причастным оборотом, с/п предложение с придаточным обстоятельственным – на простое с деепричастным оборотом, с/п предложение с придаточным дополнительным – на простое с вводной конструкцией КАК СКАЗАЛ…, ПО СЛОВАМ...;
  • замена прямой речи косвенной (получим с/п предложение с придаточным дополнительным или простое с вводной конструкцией);
  • замена риторического вопроса или восклицания – утверждением.)

Учитель: Обменяйтесь тетрадями –  правильно ли выполнено задание? Кто допустил ошибки? Есть над чем работать?

3.  Работа в группах

–  Вы успешно справились с работой, и я предлагаю следующие задания:
– Прочитать текст, выведенный на рабочий стол компьютера.
– Провести его сжатие, используя обозначенные способы. Где вы с этим уже сталкивались?
– Сжатый вариант текста вывести на главный компьютер.
Учитель:  Что нам необходимо сделать, чтобы правильно выстроить работу и оценить себя? (Критерии)

(Если учащиеся не сказали, то задаем вопрос: «Из чего будет складываться ваша оценка?»)

Составление оценочного листа.

Оценочный лист

Я справился (не справился) с заданием, т.к…
(+ справился; – не справился;  ? справился, но есть затруднения)
Моя оценка Оценка учителя
определил  первую микротему    
определил  вторую микротему    
определил  третью микротему    
провел достаточное сжатие трех абзацев    
выстроил изложение логично    
Выводы:    

– Итак, мы получили задание. Давайте уточним, что нужно сделать?

  1. Прочитать текст.
  2. Выделить в тексте основные микротемы.
  3. Сжать текст, используя обозначенные приемы сжатия.
  4. Оценить себя с учетом известных критериев.

 На оценочном листе указать фамилии.

Учитель:  У групп есть вопросы?

Текст

Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.
Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнёру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче, иди навстречу людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) – и люди к тебе потянутся.
Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет относиться к людям «по человечески», то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и бескорыстно. (172 слова)

За 2-3 минуты учитель объявляет: «У вас осталось 3 минуты».

– НЕ забудьте оценить работу.

– Выберите представителя (ей) от группы, которому (ым) вы доверите отстаивать вашу точку зрения.
– Работа с текстом. (Сжатый вариант текста каждой группы по абзацам одновременно выводится на экран.) Оцениваем ответ. (Указать способ сжатия)
– Согласны ли вы с этой группой?   Кто возражает? (У кого другие версии?)
(У кого такое же мнение? Кто думает иначе?)

– Обратимся к оценочному листу.

Учитель –  классу:
– Кто готов представить результаты своей работы на уроке?
(– Над какой темой вы работали?
– С какими трудностями  столкнулись?)
– Есть над чем поработать дома?

Домашнее задание: Используя сжатый текст, графически обосновать постановку знаков препинания; подготовиться к контрольному сжатому изложению, поработав над теми способами сжатия текста, которые вызвали у вас затруднение на уроке.