Инновационная деятельность как фактор повышения квалификации педагога

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Инновационная деятельность позволила обеспечить разработку новых учебных планов, программ регионального компонента содержания образования по региональным образовательным областям – этика, экономика, экология; подготовлены и изданы учебные планы и программы для использования в качестве муниципального и школьного компонентов образования, авторские программы эколого-образовательного проекта «Растём вместе». Коллективная работа над проектом позволяет обогатить его опытом каждого, создает общую заинтересованность в результатах.

Переход на новые учебные планы, новое содержание образования, введение регионального и местного компонента образования инициирует поиск, стремление педагога освоить новые педагогические технологии. Презентации инновационных проектов, создание новых технологий, программ, издание результатов, да и сами результаты реализации новых проектов создают общественную поддержку, тем самым стимулируют работу педагогических коллективов в режиме развития.

В усло­виях современной системы  образования, когда учителю начальных классов предоставляется право свободы выбора содержания и форм обучения , внедрения инновационных технологий, то требуется немедленное обновление методической работы  по повы­шению уровня квалификации и профессиональной компетенции педагогических кадров и качества образовательного процесса в целом. Проблему повы­шения уровня квалификации и профессиональной компетенции  я начала решать посредством овладения и внедрения в педагогический процесс современной инновацион­ной технологии – метода проектов.

Метод проектовэто цикл инновационной деятельности, который является одной из перспективных педагогических технологий, которую я рассматриваю и как особый механизм взаимодействия семьи и лицея.

Родители не только источники информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и непосредственные участники образовательного процесса, обогащающие свой педагогический опыт, испытывающие чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Работу по применению метода проектов я стала проводить через специально подготовленные методические мероприятия, такие как консультации с родителями по изучению и анализу специальной методи­ческой литературы, теоретический семинар на родительском собрании «Метод проектов как инновационная технология». Таким образом, я выстроила систему работы по освоению и внедрению метода проектов в об­разовательный процесс с учащимися 1 «А» класса, которая выглядит следующим образом:

1. Информационно-методический блок, включающий в себя: методическую, специаль­ную литературу, практические материалы из опыта работы коллег города и области, проектные документы на различных носителях, мультимедийные материалы.

2. Образовательный блоквключающий в себя: теоретико-практические занятия и индиви­дуальную работу с учащимися и родителями, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирование работы по проектам, составление паспортов проекта, разработку конспектов совместной деятельности взрослого и детей  и др.

3. Блок дидактического обеспечения проектов: организация предметно-познавательного пространства: подбор и изготовление настольно-печатных игр, пособий, де­монстрационных, наглядных материалов и др.

4. Блок презентации проектов: занятия по освоению компьютерной программы PowerPoint-составления мультимедийных презентаций и занятия по подготовке защиты проекта через выступление и мультимедийную презентацию.

Таким образом, говоря о повышении квали­фикации педагогов, можно утверждать, что только системный подход и применение новых инновационных форм работы  будут решающим фактором для развития творчества, инициативы каждого, а в дальнейшем и для повышения уровня квалификации и профессиональной компетенции педагогов.