Игровые формы работы на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я выбрала игру. Используя ее как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали большие потенциальные возможности игры.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.

В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, как сказать, как выиграть.

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.

В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

В своей практике я использую все виды дидактических игр:

  • фонетические: эти игры основаны на театрализации стишков; для учащихся порой сложно дается произношение иноязычных звуков, при их введение, я обычно обыгрываю звуки в игровых ситуациях, например: у нас болит горлышко, давайте покажем его доктору; мы замерзли, давайте погреем свои ручки;
  • лексические: крестики-нолики, снежный ком, пазлы, кроссворды, лото, морской бой, поле чудес;
  • грамматические: пазлы-квадраты, пазлы-пирамиды, крестики-нолики, пинг-понг (учитель бросает мяч и называет слово, ученик должен составить предложение);
  • орфографические: чайнворды, анограммы, составь слова из букв.

Неправильные глаголы занимают важное место в изучении грамматики английского языка. Однако практика показывает, что многие дети просто в шоке, когда они видят таблицу трех форм неправильных глаголов. И это легко объяснимо: ребенку требуется усвоить звуковые и графические формы каждого глагола, а также его перевод. Даже если учитель предлагает учить по десять глаголов, учащемуся нужно запомнить как минимум тридцать слов. Механическая зубрежка отбивает всякий интерес и желание заниматься языком, а у слабых учеников она вызывает “тихий ужас”. Поэтому задача учителя– помочь детям запомнить неправильные глаголы быстро и интересно. И в этом ему помогут игровые приемы, которые подключают к работе непроизвольное внимание и память. Они необходимы на первом этапе работы, чтобы ребенок не испугался количества глагольных форм. Далее, в командных играх, ученики тренируют произвольное внимание и память, целенаправленно запоминая “трудные” формы. Теперь их задача – не подвести команду.

Прежде всего, важно правильно познакомить детей с неправильными глаголами и объяснить необходимость их запоминания. При презентации детям предлагается рассказ-минутка и задание – определить в нем неправильные глаголы.

Например:

– Jean, you look terrible! What happened to you?
– Did you enjoy the party?
– Well, not really. Tom fell off the chair and pulled me into the swimming pool. I got wet so I didn’t stay at the party. I felt terrible. [2]

Этот диалог содержит картинки, поэтому дети легко догадываются о значении новых глаголов. Далее объясняем, для чего нужны неправильные глаголы. Приводим примеры разных грамматических времен. Акцентируем внимание на то, что они пригодятся надолго. А потом предлагается послушать и прочитать хором такое стихотворение:

– Кенгуренку Кенгуру
Говорила поутру:
“Надо быстренько вставать
И глаголы повторять:
To write-wrote-written,
To eat-ate-eaten,
To speak-spoke-spoken,
To break-broke-broken.
To come-came-come,
To become-became-become,
To run-ran-ran,
To swim-swam-swum…”

Или рифмовки другого типа, но тоже на запоминание трёх форм глаголов:

Я кирпичик throw – threw – thrown,
Он в окошко fly – flew – flown,
Меня дядя catch – caught – caught,
К папе с мамой bring – brought – brought.

Я в буфете buy – bought – bought,
Первоклассный бутерброд.
За него я pay – paid – paid,
В классе в парту lay – laid – laid,
И совсем не think – thought – thought,
Что сосед его умнет.

Пол Наташа sweep – swept – swept,
Дом в порядок – keep – kept – kept.
Потому что know – knew – known,
Что когда-то grow – grew – grown.
И, конечно, dream – dreamt – dreamt
Выйти замуж без проблем.

Следует отметить, что такие стихотворения и рифмовки имеют огромный успех, так как детям нравиться подобное русско-английское сочетание. Кроме того, глагольные формы подобраны по рифме, что способствует их быстрому запоминанию. Далее учитель может продолжать стихотворение, поощряя самостоятельное включение детей в такую работу.

Следующий урок начинается с грамматической зарядки. Учитель показывает карточки: на одной стороне – инфинитив, на другой – вторая и третья формы, глагола. Предлагается вспомнить и назвать три формы, за что ученики (команды) получают баллы. Возможен вариант игры на последующих уроках. Учитель раздает карточки командам, а они загадывают глаголы соперникам. Таким образом, учитель избегает механического повторения, тренирует память и внимание, а также воспитывает чувство товарищества.

Следует отметить, что интерес, соревнование, азарт – это характерные черты пяти– и шестиклассников. Они проявляются в играх и помогают успешно усваивать учебный материал. Приведу примеры нескольких игр на тренировку неправильных глаголов.

Игра “Карты” помогает запомнить не только звуковую, но и графическую форму глагола. “Карты” – листочки картона или плотной бумаги, на которых написана первая, вторая, третья форма глагола и перевод (по четыре карты на каждый глагол). Все карты перемешиваются и распределяются между детьми. Надо собрать глагольные “семьи”: сначала выбрасывается и называется первая форма, затем на нее кладется вторая, далее третья и перевод. Дети при этом “ходят” по кругу. Потом все начинается сначала. Ученик, который первым выложит все свои карты, выигрывает. Он первым начинает новую игру.

Часто бывает так, что учащиеся запоминают вторую и третью формы, но забывают первую, делая ошибки в отрицательных и вопросительных предложениях. Предупредить или устранить эту трудность помогает игра “Бинго”. Учащиеся пишут в тетрадях первую форму любых девяти неправильных глаголов из двенадцати (список глаголов оговаривается). Учитель называет вторую форму глаголов, а дети, услышав “свой” глагол, зачеркивают его в тетради. Тот, кто первым зачеркнет все глаголы, кричит: “Бинго”. Он победитель.

Игры-соревнования также популярны среди детей. Они позволяют тренировать грамматический материал, отдохнуть, повысить интерес к изучаемому предмету, а также учат работать в паре и группе. Важно правильно организовать работу учащихся, четко объяснить правила, наблюдать за процессом игры. Необходимо, чтобы дети в азарте не забывали про английский язык.

Для игры “Domino” учащиеся делятся на пары или группы и получают наборы домино (картонные прямоугольники 6x3 см). На одной половинке домино – глагол в первой форме, а на второй – вторая форма, но уже другого глагола. Каждый игрок получает 5 карточек. Оставшиеся карточки лежат в стопке. Учащимся нужно сопоставлять первую форму со второй формой. Выигрывает тот, у кого первого закончатся карточки.

Вариант домино:

had eat
ate teach
taught hear
heard swim
swam write
wrote become
became drink
drank see
saw feel
felt buy
bought rise
rose have

Любая игра, содержащая графическое изображение глаголов, готовит ребенка к их написанию. Тренировать орфографию помогают также игра “Пропущенные буквы”. Детям предлагается вставить гласные или согласные буквы. Позднее они выполняют задание “Пропущенные слова”, где им нужно дописать недостающую форму глагола.
Учащимся нравиться разгадывать и составлять кроссворды и чайнворды на эту тему.
Для тренировки употребления неправильных глаголов в устной речи также важны игровые коммуникативные ситуации. Например, детям предлагается представить, что они выиграли бесплатное путешествие. Им необходимо заполнить пропуски в письме, рассказывающем об этой поездке.

Last month I won a competition. The prize was a free trip to a place of my choice.

I chose __(1)__. I went last Friday for the weekend. The plane left at __(2)__.

Naturally, I travelled first class. On the plane I ate __(3)__ and I drank __(4)___.

I stayed at a five star hotel. On Saturday I went shopping and I bought a __(5)___.

On Sunday I met __(6)___ and we went to __(7)__ together. It was fantastic! [4]

Сначала 1-2 ученика рассказывают о путешествии в виде монолога. А затем другие учащиеся отвечают на вопросы:

Where did you go?          What did you buy?
When did you leave?       Who did you meet?
What did you eat?           Where did you go?
What did you drink?

Отвечая на вопросы, детям приходиться “перестраиваться” с “go” на “went”, “leave”—“left” и т. д. Так глаголы активно используются в речи, а не “оседают” пассивным пластом.

Большой интерес вызывает игра “An Exciting Weekend”. Класс делится на две команды. Учитель знакомит учащихся со списком слов и выражений, объясняя незнакомую лексику. Учащиеся должны составить рассказ по теме, используя эти выражения. Каждое правильное предложение приносит команде очко.

World list: go shopping, see somebody stealing, shout loudly, catch the thief, leave bag on bus, run down the road, give back the bag, hear someone screaming, neighbour’s house on fire, phone for helpи т.д.

Можно предложить детям составить рассказ “My Weekend” с использованием неправильных глаголов. Выигрывает тот, кто употребит больше глаголов и составит интересный рассказ. При желании можно оформить стенд с такими сочинениями.

Таким образом, вышесказанное позволяет утверждать, что в работе с неправильными глаголами полезно использовать игровые приемы. Они помогают учащимся лучше усваивать языковой материал и поддерживают интерес детей к изучению английского языка.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. – Москва, Айрис-пресс, 2004.
2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. "Четыре четверти", 2006 год (192)