Урок литературы по теме "К.Г. Паустовский. Рассказ "Заячьи лапы". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


«Технология развития критического мышления на уроке» подразумевает использование разных методических приемов, одним из которых является «чтение с остановками». Данный методический прием можно использовать как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух, а также на стадии осмысления.

Урок по литературе, разработанный мною  для учащихся 5 класса  по учебнику В.Я.Коровиной, содержит пример использования методического приема по организации чтения с остановками и  использованием различных типов вопросов (простых, уточняющих, интерпретационных, творческих, оценочных, практических).

Данный прием позволяет заинтересовать ученика книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Цели и задачи урока:

  • Активизировать работу учащихся к личностному восприятию произведения.
  • Развивать
  • навыки вдумчивой работы с текстом;
  • умение создавать собственные тексты.  
  • Актуализировать имеющиеся знания и представления о художественном тексте.

Алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:

1. Вызов
2. Осмысление содержания
3. Рефлексия  

ХОД УРОКА

1. Стадия вызова  (обращаюсь к личному опыту ребят, который поможет подготовить их к восприятию рассказа)

1. Были ли в вашей жизни сложные ситуации, когда вам требовалась помощь?
2. Какие чувства вы испытывали в трудный момент?
3. Знакомо ли вам чувство страха? Если да, то какой он?

Прогнозирование по названию:

– Рассказ называется «Заячьи лапы». Как вы думаете, о чем он?

(Данный прогноз повышает интерес к чтению: ребята захотят проверить, правильным ли было их предположение)

Краткий рассказ об авторе (рассказать может учитель или заранее подготовленный ученик)

2. Стадия осмысления содержания

Работа с текстом по учебнику, заранее разбитым  учителем на абзацы.

Читаем первую часть с использованием вопросов разного вида (уточняющих, аналитических, оценочных, творческих)
Первая часть рассказа (от начала и до слов: «надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»)

Первая остановка.

Примерные вопросы:

1. Как вы оцените поступок ветеринара, его совет: «Зажарь его с луком»…
2. Как бы вы поступили на его месте?
3. Найдите в отрывке слова, характеризующие состояние бедного зайца (заяц тихо дрожал, заяц стонал;  заяц уткнулся головой в листья и затих, повел рваным ухом и закрыл глаза).
4. Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?

Продолжим чтение до слов: «Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу».

Вторая остановка.

Примерные вопросы:
1. Какой тип речи использует автор в этом отрывке? (описание жаркого полдня, надвигающейся грозы)
2. Какие силы природы олицетворяются в этих описаниях?
3. Что вы можете сказать о характере и поведении облаков, грома, молний?
4. Почему аптекарь нервничает? Чем отличается его речь?
Продолжим чтение до слов: «Деду не спалось…»

Третья остановка.

Примерные вопросы:

1. Почему в диалоге доктора Карла Петровича и деда доктор сердился, а дед волновался и сбивался?
2. Какие чувства, мысли, события дед сумел сложить в свое короткое письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле…»

Продолжим чтение до конца рассказа.

Четвертая остановка.

Примерные вопросы:

1. От какой беды и как спас деда заяц?
2. В чем перед ним провинился дед?
3. Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?
4. Заяц спас деда от пожара, а какую роль он сыграл в судьбе внука Вани?
5. Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?

3. Стадия рефлексии

Письменная работа (учитываются индивидуальные литературные склонности  учащихся)

1. Растолкуйте последние слова рассказа: «Тогда я понял все ». Что понял Ваня?
2. Чему учит рассказ «Заячьи лапы?»
3. Опиши случай из жизни животного, свидетелем которого были вы или ваши друзья.