Дидактическое пособие "Паровозик из Грамотеево"

Разделы: Работа с дошкольниками


Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.

Обучению грамоте должна предшествовать определенная логопедическая работа, основные направления которой следующие:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.
6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.
8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).

Цель: активизация деятельности дошкольников, индивидуализация обучения и воспитания. Развитие устной речи дошкольников. Подготовка к обучению грамоте.

Дидактическое пособие

Первый вагончик

1 сторона. Желтая. Артикуляция звуков

Закрепление правила самоконтроля за произнесением звуков, формирование акустико-артикуляционного звука. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

– артикуляционная гимнастика.
– артикуляционные схемы звуков.

Детям предлагаются артикуляционные схемы звуков для уточнения и закрепления движения органов артикуляционного аппарата.

2 сторона. Зеленая. Позиция звука в слове

  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепление правильного произношения звука.
  • Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, в конце).
  • Дать характеристику звуку (гласный, согласный, твердый, мягкий)
  • Произнести звук с разной интонацией и силой голоса (тихо, громко, пропеть)
  • Придумать слово с заданным звуком и в предлагаемой позиции.
  • Разучивание скороговорок.

Примерные задания:

Ребенку предлагается определить, где находится звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. На вагончике три клеточки, обозначающие место звука в слове. Выбрав картинку, ребенок определяет, где находится заданный звук, и ставит картинку в соответствующую клеточку (в начале – первая клеточка, в середине – вторая клеточка, средняя, в конце слова – последняя третья клеточка)

или

зачитывается стихотворение, в котором преобладает определенный звук. Ребенку необходимо откладывать фишки, как только он услышит заданный звук. Затем количество фишек считается и определяется насколько ребенок был внимателен. Данное задание можно усложнить откладывать фишку при определенном расположение звука в слове, но стихотворение должно быть коротким.

Второй вагончик

1 сторона. Оранжевая. Звуки и слоги. Совершенствование слоговой структуры слова.

  • Развитие навыка определять количества слогов в слове.
  • Слова состоят из слогов.
  • Слоги состоят из звуков.
  • Звуки бывают гласные (их можно пропеть, нет преграды)
  • Согласные, произносятся с преградой во рту (твердые и мягкие)
  • Без гласных звуков слога (песенки) не получится.
  • Сколько в слове гласных, столько слогов.
  • Научить ребенка называть обратные слоги, где каждый звук хорошо слышится и произносится.

Первоначально ребенку предлагаются только слова с твердым звучанием согласных перед гласными второго ряда – А – О – У – Ы – Э, а затем – слова с мягким звучанием согласных перед гласными второго ряда – Я – Ё – Ю – И – Е.

2 сторона. Красная. Ударение в словах

  • Деление слов на слоги.
  • Выделение ударного слога.
  • Чтение схем слов.
  • Подбирать слова по заданной схеме.

Детям предлагается рыбка с разным количеством воздушных пузырьков, пузырьки обозначают, сколько в слове слогов: один, два, три, четыре. Дети должны подобрать и разложить предметные картинки с разным количеством слогов к соответствующей рыбке. Определить в каждом слове ударный слог. Выбрать соответствующую схему слова, с указанием ударного слога.

Третий вагончик

1 сторона. Синяя. Предложение

Знакомство и закрепление правил речи.

  • Текст состоит из предложений.
  • Предложения бывают длинными и короткими.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова бывают маленькие и большие.
  • Каждое слово в предложении пишется раздельно.
  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  • Имена собственные пишутся с большой буквы.
  • В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  • Предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные, в конце предложения ставится точка, вопросительный или в восклицательный знаки.
  • Составить предложение из предложенного слова на картинке по предложенной схеме.

Детям предлагаются различные схемы предложений, по которым необходимо составить предложение. Предложения могут быть составлены на свободную тему по желанию ребенка или по предлагаемой предметной картинке. Отрабатывается интонационная выразительность.

2 сторона. Фиолетовая. Составление рассказов

Детям предлагаются предметные или сюжетные картинки, по которым необходимо описать предмет или составить небольшой рассказ.