Урок литературного чтения. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникационной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения.

Задачи:

  • Полноценное восприятие лирического произведения.
  • Включение  учащихся в эмоционально-творческую деятельность.
  • Выявление  точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  • Формирование  литературоведческих  представлений.
  • Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Развитие художественно-творческих  способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении лирического произведения.
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, чувств на основе опыта слу­шания лирического стихотворения.
  • Развитие произвольного внимания, воображения, устной связной речи.

 Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • Освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера.
  • Формирование умения  контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текста в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

 Предметные результаты:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.
  • Формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать лирическое произведение.
  • Понимание особенностей стихотворения: расположение строк, рифма, ритм.
  • Нахождение в произведении средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.,  компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска, рисунки зимней природы, 2 листа ватмана, листы самооценки, памятка «Как подготовиться к выразительному чтению», «Словарь к уроку», листы «Учимся оценивать выразительное чтение».

Проект урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1. Организационный момент Настраиваются на учебную деятельность. – Здравствуйте,  ребята! Я очень рада нашей встрече.  Рада возможности вместе с вами прожить  ещё один урок литературного чтения, который позволяет «слушать музыку, музыку слов». А слово — это  ключ, открывающий сердца (гласит китайская пословица). Думаю, что в этом мы сегодня с вами еще раз убедимся. Цель: создать условия для включения учащихся в урок литературного чтения на личностно-значимом уровне.
2. Целеполагание Учащиеся рассматривают репродукцию картины И.Левитана «Март». Определяют свои цели деятельности на уроке. – Когда то я была такой же, как вы. И все мои детские воспоминания связаны с маленькой деревенькой алтайского края с интересным названием «Муравей». До сих пор в моей памяти остались стихи, которые слились с тем, чем я любовалась и восхищалась на своей малой родине (в этот момент на слайде появляется репродукция картины И.Левитана «Март»). (Презентация, слайд 1)
– Вы уже догадались, о каком времени года будем читать?
– Я хочу подарить вам слово великого поэта 19 в. А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…». (Слайд 2)
– Чем может быть полезен сегодняшний урок литературного чтения?
Цель: создать условия для мотивации учащихся к чтению лирического произведения,  определения
целей деятельности.

На доске учитель схематично обозначает задачи урока со слов детей и   располагает в порядке их достижения:
– прочитать;
– нарисовать картины;
– поработать со словами;
– прочитать выразительно.
(П ––> К ––> СЛ ––> В)

3. Первичное восприятие стихотворения. Проверка первичного восприятия Учащиеся делятся впечатлениями о прослушанном стихотворении (радость, восторг, веселье, легкость).
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение,
рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали.
Учащиеся высказывают свои мысли: с чем-то соглашаются или не соглашаются.
– Послушайте стихотворение А.К.Толстого  «Вот уж снег последний в поле тает…» и ответьте на вопрос:
Каким настроением оно проникнуто?

– Прочитайте самостоятельно, продолжите опорные слова:

Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую… (слайд 3)

– Пока мы будем работать с  опорными конструкциями, несколько учеников пойдут к доске и на листах ватмана «нарисуют увиденную» картину.
– Ребята  «нарисовали» картины. Какие они получились?

Цель: Обеспечить полноценное восприятие произведения, включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность.

После самостоятельного прочтения стихотворения несколько учеников идут к доске и выполняют коллаж   из имеющихся картинок (картинки с изображением поля, леса, снега, журавлей, неба, сон-травы).

4. Актуализация знаний о выразительных средствах языка. Учащиеся работают в паре.
Одна пара учащихся идет к интерактивной доске и восстанавливает порядок.
– Что помогло увидеть, услышать, почувствовать?
– Все начинается со слова. Изначально слово «человек» звучало как «словек».
– Вспомните некоторые из выразительных средств. Соедините понятие с его определением, работая в паре.
– Какие же выразительные средства использовал автор?
Цель:актуализировать знания учащихся о выразительных средствах языка для дальнейшего анализа  лирического произведения.

На интерактивной доске: понятия (эпитет, сравнение, олицетворение), их определения.
Проверка осуществляется по словарику к уроку, который есть у каждого ученика. (Приложение 1)

5. Анализ изобразительных средств. Учащиеся находят изобразительные средства, высказывают свои мысли.

Прочитайте первую строчку.
Вот уж снег последний в поле тает

– Найдите эпитет. (Последний)

Теплый пар восходит от земли

– Какой эпитет использовал автор во второй строке?  (Теплый)
– Каким цветом может быть пар? (Белый, розовый, прозрачный)
– Что значит «восходит»? (Поднимается)
– Как поднимается? (Величаво, красиво)
– Какое отношение автора выражено в этих словах?

И кувшинчик синий расцветает

– О каком кувшинчике говорит поэт? (Первоцвет, подснежник, сон-трава – самый прекрасный сказочный цветок на земле; еще растаял не весь снег, а он уже поднялся сквозь прошлогоднюю листву) (слайд 4)
– Почему «кувшинчик», а не «кувшин»? (Маленький, хрупкий)
– Почему «кувшинчик»? (Он будет помогать бабочкам, пчелкам, другим обитателям леса – напоит их, будет служить домом)
– Каким выразительным средством является слово «кувшинчик»?

И зовут друг друга журавли

– Куда зовут журавли друг друга? (Домой)
– Чем является слово «зовут»? (Олицетворение)

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет

– Юный лес – он какой? (Молодой, с нежными молодыми листочками)
– Кто может быть молодым?
– Какое это выразительное средство?
«В зеленый дым» –  что имеет ввиду автор?
– Какую грозу показал поэт? (Теплых – эпитет)
– Почему? (Она нужна лесу, листочкам, которые должны раскрыться; сделать это может ветер, который принесет гроза)

Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.

– Что слышите?
– Какая слышится песня: грустная или веселая? (Веселая, радостная, жизнелюбивая)
– Найдите олицетворения.

Цель: создавать условия для формирования эстетического отноше­ния к слову и умения понимать лирическое произведение.
Учитель организует учебный диалог.

 

 

 

 

 

 

В ходе учебного диалога учащиеся приходят к выводу, что слово «кувшинчик» не относится к известным изобразительным средствам (олицетворении, сравнение, эпитет). Учитель знакомит с новым выразительным средством: метафора.

6. Физминутка Учащиеся слушают, повторяют стихотворение, выполняют движения. Я прочитаю другое  стихотворение, послушайте, постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать, потом изобразить, показать. Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
(второй раз читает учитель, звучит музыка «Вальс цветов», дети выполняют движения)
7. Анализ изобразительных средств (продолжение). Учащиеся высказывают свои мысли, доказывают. Внимательный читатель сможет разгадать загадки, которые «спрятал» поэт в своем стихотворении.

Загадка первая

О каком месяце весны говорит автор? Почему? (Конец апреля – начало мая – время появления подснежников)

Загадка вторая

Какое время суток показал А.К. Толстой? Почему? (Утро – восходит пар)

Загадка третья

Только картины природы, такой прекрасный пейзаж мы видим? Кто скрывается за этой картиной? (Человек – он часть природы, мы ее дети. Человек тоже поет о весне.)
– Почему? (Мы ждем журчанья ручейков, плеска воды, птичьего перезвона, мечтаем о том, чтобы вдохнуть глоток свежего, чистого воздуха.)

 
8. Выразительное чтение стихотворения Учащиеся отмечают: прочитано стихотворение, нарисованы картины, найдены выразительные средства. Все это поможет прочитать стихотворение выразительно. Учащиеся читают памятку, определяют самостоятельные действия для овладения выразительным чтением. Загадки разгаданы.
Что еще нами сделано?
Чему это поможет?
Прочитайте памятку «Как приготовиться к выразительному чтению». (Приложение 2)
Что можете выполнить самостоятельно?
Приготовьте выразительное чтение самостоятельно.
Кто готов подарить свое чтение всем?
В процессе слушания оцените чтение своего одноклассника, используя лист «Учимся оценивать выразительное чтение». (Приложение 3)
Что помогло прочитать выразительно?
Цель: создать условия для  овладения осознанным и вырази­тельным чтением лирического произведения.

 

 

Читают 2-3 учащихся.
После чтения заслушиваются оценки учащихся  (по желанию).

9. Творческая мастерская Учащиеся в паре  сочиняют стихотворение. Легко ли быть поэтом? Проверим?
Предлагаю, имея только последние слова в строчках, сочинить стихотворение, работая в паре.

У А.Н.Плещеева так:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи.
И лес оденется листвою.

Так легко ли  быть поэтом?

Предлагаются слова (на листах):
_________ручьи
_________весною
________соловьи
_________листвою.
Заслушиваются стихи по желанию, листы скрепляются, получается сборник «Мир природы весной в стихах учащихся нашего класса». (Приложение 6)
10. Самооценка и содержательная рефлексия Учащиеся оценивают свою работу на уроке, заполняют листы самооценки. Заканчивается урок. Он был сегодня полезным для вас? Чему научились? Отметьте в листах самооценки. (Приложение 4)
Кто может поделиться со всеми своей самооценкой?
Продолжите одну из предложенных фраз:

1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. У меня получилось…
4. Мне захотелось…

Цель: создать условия для формирования самооценки, умения содержательно анализировать свою деятельность на уроке.
Заслушивается несколько учащихся.

Используется рефлексивный экран.

11. Домашнее задание   Домашнее задание на выбор:
– сочинить стихотворение или рассказ о весне;
– выполнить рисунок к стихотворению;
– выучить стихотворение наизусть.
 
12. Эмоциональная рефлексия   – Музыка, живопись и художественное слово открывают нам красоту мира и помогают:
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне  песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Прекрасен и хрупок этот мир. (Слайд 5) Он ждет от каждого из нас любви и заботы.
Возьмите подснежник (Приложение 5), если вам было интересно на уроке, у вас хорошее настроение, то поместите его в букет на доске.
Спасибо за урок!