Занятие кружка внеурочной деятельности "Я – пешеход и пассажир" по теме "Мы – пешеходы". 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Методическая  цель: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма через формирование системных знаний о правилах поведения на дороге.

Цели учебного  занятия:

  • Образовательные:
    • обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала,
    • формировать у обучающихся системные знания о правилах поведения на дороге.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес к изучению ПДД,
    • развивать память, наблюдательность, внимание, воображение, восприятие.
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города и села,
    • воспитывать коммуникабельность по отношению к сверстникам,
    • содействовать в ходе мероприятия, формированию устойчивого интереса к изучению ПДД.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, 2 плаката, карточки с заданиями, клей, карандаши, дорожные знаки,    цветные фломастеры, музыкальное сопровождение.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся  соблюдать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения   на улицах села и  города; осознавать ответственность за свои поступки.

Метапредметные  (критерии  сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные  – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково-символические – использовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в  на улицах села и города; логические – строить рассуждения.
Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, таблицами), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Коммуникативные: управление коммуникацией осуществлять взаимный контроль; взаимодействие строить монологическое высказывание.

Личностные: самоопределение демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни; нравственная-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях.

ХОД УРОКА

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный 1. Организационно-подготовительный Введение ситуации, мотивирующей изучение правил дорожного движения Звучит песня “Автомобили”

Вступительное слово учителя:

«С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей.   И все торопятся, спешат доставить груз на стройки, на заводы, быстрей перевезти пассажиров. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все они  должны  подчиняются  строгим законам дорожного движения.  Знать и выполнять правила поведения на улице должны и  пешеходы. Осторожность и соблюдение правил дорожного движения – основа безопасного движения на улице».

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны
И хотя ещё не разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он весит тут с давних пор
И на всех глядит в упор
Что же это?  (Светофор)

Кто по улице идёт
Тот зовётся … (пешеход)

Полосатая лошадка
Её зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут  (Пешеходный переход)

Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня?

 

Слушают слова  учителя, сопровождаемые презентацией.

 

 

 

 

 

 

 

Дети  слушают и хором отгадывают загадки

 

 

 

Определяют тему  учебного занятия

Коммуникативные:
Строят понятные высказывания. Формулируют простые выводы

Личностные:
Вызвать интерес к занятию и готовность к учебной деятельности

2. Диагностический Диагностика усвоенных  ранее знаний обучающихся.    Слово учителя: «Тема сегодняшнего занятия «Мы – пешеходы». Давайте вспомним, что же мы  уже знаем  и умеем». (на доске эти слова)

Знаем…
Умеем…

 (Вдруг  появляется Баба-Яга.Она растрёпана и очень сердита.)

1. Баба Яга (Б.Я.)
– Безобразие! Постоянно одна и та же история!
У. Что с тобой Яга?
Б.Я. Оштрафовали! Не там, видите ли, улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят,  в городе на таком виде транспорта передвигаться»
Я им объясняю:
– Я Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.
У. А они?
Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.
У. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.
Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих … как их … слово-то такое мудрёное.
У. Инспекторов что ли?
Б.Я. Вот-вот инспекторов, а если этих нет, так знаков на дорогах понавешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!

Попав в большой и шумный город
Я потерялась, я пропала!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И если можно, расскажите…
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!

У.  Ребята поможем Бабушке?
У. Не переживай. Оставайся с нами. Мы тебе поможем.

У. В народе говорят, что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. И чтобы помочь бабушке, мы приглашаем её вместе с нами в путешествие по Стране Пешеходов.

1 станция: «Внимательный пешеход».
У:   Давайте вспомним правила игры.
Ход игры:
Учитель    показывает  зеленый  кружок
жёлтый
красный  
желтый
Учитель чередует цвета.   

– А теперь бабушка ты поняла, как  надо переходить улицу? Как мы уже сказали главное правило пешехода – это быть внимательным. Проверим, какие вы внимательные – отправляемся на следующую станцию.

2 станция: «Отгадай-ка»

– У вас на столе лежат конверты  с заданием. Рассмотрите картинку  и  обсудите ситуацию на дороге в своей группе.

Анализирует правильность выполнения задания.

Дети  отвечают и показывают:
Знаем:
– что такое дорога,
– сигналы  светофора,
– пешеходный переход,
– правила посадки и выхода из автобуса.

 Умеем:
– переходить улицу,

 

 

Смотрят, слушают и анализируют ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

Дети читают  стихи

 

 

 

 

Рассказывают правила игры.

  делают   шаг вперёд
стоят на месте
шаг назад,
стоят на месте.
Выполняют команды

 

 

Слушают правила выполнения  задания.
Рассматривают и обсуждают ситуацию.
Приклеивают правильный ответ.

Познавательные:
Осуществление анализа   ситуаций, представленных в диалоге  и на наглядном материале.
Коллективное решение проблем поискового характера.

Регулятивные:
Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге и практической деятельности.

Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации при работе в группах

Личностные:
проявление интереса к поставленной проблеме.

Конструирующий 3. Основной Обеспечение восприятия обучающимися нового учебного материала. Слово учителя: «На первых двух станциях мы научили бабушку тому, что уже знаем и умеем. О чём бы вы хотели поговорить  сегодня?»
– Я предлагаю всем вместе отправиться на урок к тётушке Сове.

Станция 3: «В гостях у тётушки Совы»

– Вы все внимательно  смотрели урок. Какие же  бывают дорожные знаки?

– Ребята для чего нужны нам дорожные знаки?

– Послушайте внимательно и попробуйте угадать, о каком знаке я говорю:

В голубом иду я круге.
Не понятно всей округе:
Для чего, куда иду?
Да и сам я не пойму. (Пешеходная дорожка)

Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой:
Синий круг, велосипед,
Ничего другого нет. (Велосипедная дорожка)

Треугольник. А внутри
Мчатся дети, посмотри!
Красный цвет огнём горит,
О чём нам это говорит? (Дети)

(Знаки на слайде)

– Давайте отдохнём.

А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.

– Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
– Кто из вас идёт на свет, говорящий: «Хода нет!»?
– Кто же, правила не зная, едет «зайцем на трамвае?
– Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду?
– Кто вперёд летит так скоро, что не видит светофора?
– Если жёлтый свет горит, кто идёт? А кто стоит?

– Отдохнули! Пора в дорогу!

Дети решают проблемную ситуацию
Хотим узнать…

 

Дети смотрят  и анализируют видеофильм по теме учебного занятия.

 – Предписывающие и запрещающие
– Дорожные знаки  помогают организовать движение машин и людей.  

 

Дети отгадывают загадки и осуществляют самопроверку.

 

 

 

Дети становятся в круг

 

 

Это я, это я, это все мои друзья! (произносят слова  и хлопают в ладоши)

Познавательные:
Самостоятельное  решение проблем поискового характера, 
построение
логической цепи рассуждений,
доказательство.

Регулятивные:
планирование,
прогнозирование.

Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.   

4. Систематизированный Обеспечение осознанности усвоения новых знаний, способов действий и их  применения.
Самоконтроль и коррекция  знаний и способов действий.
Станция 4: «Эрудит»

– На столах  у каждого  лежат  конверты «Станция № 4». В них даны предложения с пропущенными словами  и  сами слова. Вам необходимо  заполнить ячейки.
  –  Ходить следует не по проезжей части дороги, а по тротуарам или пешеходным дорожкам. Там же, где их нет, надо идти по обочине.
– Обходить остановившийся автобус и троллейбус– сзади.
– Переходить  на другую сторону дороги   можно:    по подземному   или пешеходному переходу.
– Проверьте, правильность выполнения задания.
– А ты бабушка справилась с заданием?
Б.Я.– Я не только справилась, но и своё придумала.  Отправляемся  на  следующую станцию.

Станция 5:  «Сказочная»

– Я вам буду задавать вопрос о сказочных героях и их транспорте, а подсказку  вы можете найти  в классе.

На чём ехал Емеля к царю во дворец?
– Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? 
– Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?
 – Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?
– Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
– Личный транспорт Бабы Яги?
 – На чём катался Кай?

– Посчитайте, сколько видов транспорта я вам предлагаю? 

 

Дети слушают  правила выполнения задания.

Выполняют задание.

Сравнивают свой ответ с изображением на слайде.

 

 

 

 

Дети  отвечают на вопросы Бабы Яги

 

– на печке
– велосипед

– вареньем

– велосипед
– в карету

– ступа, метла
– на санках

Считают виды транспорта

Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные:
формулируют простые выводы, строят понятные для слушателей высказывания.

Личностные:
используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач.

Итоговый 5. Аналитический Анализ качества и уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия. Б.Я.  Молодцы, ребята,  я сегодня  с вашей помощью  узнала много полезного о правилах ДД на улицах города. Мне очень понравилось у вас, и я   буду   прилетать  на ваши занятия,  и никто меня не оштрафует.

Учитель: А что вы, ребята, нового узнали?

Песня «Если с другом вышел в путь»

 

 

 

Ответы детей

Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Личностные:
самоутверждение детей в успешности, подготовка к самооценке собственной деятельности.
6. Информационный Объяснение обучающимся логики следующего занятия.  – Сегодня мы  начали  знакомиться  с  дорожными знаками для пешеходов и на следующем занятии мы продолжим  это знакомство вместе с тётушкой совой. А для того, чтобы оно было ещё интересней попытайтесь дома придумать  и нарисовать  несуществующий знак.
А я вам хочу подарить памятки пешехода, которые вы вложите в свой дневник.
  Личностные:
вызвать интерес к следующему занятию через подготовку домашнего задания.
7. Рефлексивный Самооценка обучающимися собственной деятельности, оценка сотрудничества результата деятельности У: Ребята, оцените свою работу на занятии с помощью светофорика.  Если  вы хорошо усвоили  правила пешехода – вам поможет зелёный цвет, если испытываете  небольшие затруднения – жёлтый, ну а если  кто не усвоил правила дорожного движения – возьмите красный      и поместите в соответствующую  ячейку  нашего светофора. Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
оценка-осознание уровня и качества усвоения.