Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание "не" с наречиями на -о, -е". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: cоздать условия для формирования знаний о написании не с наречиями, навыков правописания.

Задачи:

  • Способствовать в формулировке теоретических сведений по теме, в практическом овладении навыками написания не с наречиями
  • Развивать орфографическую грамотность, творческие способности обучающихся
  • Способствовать  в развитии навыков общения и сотрудничества

Этап урока

Содержание этапа

Мотивационный этап I. Оргмомент

II. Создание ситуации успешности

«Исключи лишнее»

Слайды № 1,2,3,4,5

– читая, наблюдая, делая, совершив (лишнее – дееприч.сов.в.)
– пополнив, сделав, надолго, считая (лишнее – наречие)
– внезапно, случайно, исподтишка, втрое (лишнее – меры и степени втрое)
– быстро, сильно, громко, блестяще (лишнее – с суфф.-е-)
– негромко, недалеко, неловко, совсем не случайно
На что пришлось обратить внимание в поисках «лишнего» слова? (Почему все наречия написаны слитно, а наречие совсем не случайно – раздельно?)

Операционный этап III. Подготовка к изучению материала, постановка проблемы

Демонстрация слайда № 6

Не далеко, а близко
Находится недалеко (то есть близко)
Воскликнул  негодующе
Поступил не по-товарищески
Вовсе не аккуратно

– Какой суффикс у наречий? Чем похожи и чем отличаются данные наречия друг от друга?

Задание: сформулируйте основной вопрос нашего урока (как пишется не с наречиями.)
Уточнить, обратив внимание на суффикс – каких наречий (на -о,-е)
Что будем формулировать? (правило написания  не с наречиями). Чему будем учиться? (правильно писать  не с наречиями)

IV. Изучение нового  материала

 Cлайд № 6  –  самостоятельная запись в тетради пунктов правила после обсуждения (таблица заполняется по ходу обсуждения)

слитно раздельно
– Негодующе
Без НЕ не употребляется
– Недалеко–близко
Можно заменить близким по значению словом
– Не далеко, а близко
Есть противопоставление
– вовсе не аккуратно
Употребляется с наречием меры и степени

– Какое наречие не вошло в таблицу и почему?
(Заполнение оценочного листа – демонстрация слайда №7 с таблицей и слайда № 8 с критериями оценивания, самопроверка)

 V. Закрепление знаний

1. Чтение материала учебника
2.  Выполнение упр. 221 (устно) – репродуктивный уровень
3.  Выполнение упр.220 по группам:

1 группа – выписать словосочетания с теми наречиями, которые без не не употребляются
2 группа – выписать словосочетания с  наречиями, к которым можно подобрать синонимы
3 группа – выписать словосочетания с наречиями, которые пишутся раздельно с не

Проверка задания при помощи слайдов № 9,10,11, заполнение оценочных листов

4. Выполнение творческого задания – продуктивный уровень

Составить предложения о том, чего следует избегать при выполнении письменной работы,  с использованием наречий   небрежно, неаккуратно, невнимательно, совсем не сложно, не чисто, а грязно

5. Чтение работ в парах (с соседом по парте), выступления желающих
6. Домашнее задание  – параграф 36

«Идеальное» домашнее задание – упражнение по выбору учеников из данного параграфа

Рефлексивный этап VI. Контроль первичных знаний

Графический диктант (с методикой выполнения познакомить обучающихся заранее)

1. Необдуманно 2. Нелепо 3. Не сильно, а слабо 4. Совсем не безопасно 5. Неимоверно 6. Неправильно 7. Не по-соседски 8. Нечетко  9. Негодующе 10. Не сложно, а легко

Слитно                раздельно
1     +
2     +
3                                  +
4                                  +
5     +
6     +
7                                   +
8     +
9     +
10   +

(Заполнение оценочного листа – демонстрация слайда № 12  с правильными ответами и критериями оценивания)

VII. Итог урока

– Какое правило сформулировали? Как будем им пользоваться?