Непосредственно коррекционная образовательная деятельность по теме «Фонема "р"»

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизация звука «Р» в словах и предложениях с прямым и обратным слогом в играх с мячами»

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • упражнять детей в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах, предложениях с прямым и обратным слогом;
    • закреплять умения детей пользоваться моделями характеристики звука по акустика – артикуляционным признакам;
    • развивать навыки детей в словообразовании относительных прилагательных;
    • развивать навыки детей в словоизменении существительных во множественном числе;
    • закреплять умения детей в подборе антонимов.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать моторику артикуляционного аппарата, выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
    • развивать координацию движения пальцев, формировать чувство ритма;
    • развивать фонематическое восприятие;
    • продолжать формировать навык слогового анализа;
    • развивать внимание, память, мышление, воображение.
  • Воспитательные:
    • воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность.

Интеграция с образовательными областями:

  • Образовательная область «Познание»: развивать продуктивную деятельность – работа с моделями.
  • Образовательная область «Коммуникация»: развивать свободное общение с взрослым, развивать все компоненты устной речи, уточнять и обогащать словарь относительными прилагательными, словами-антонимами;
  • Образовательная область «Художественное чтение»: разминочное упражнение с мячом по тексту «Мячик», заучивание стихотворения.
  • Образовательная область «Социализация»: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с взрослым.
  • Образовательная область «Физическая культура»: развивать выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью, меткость в игре с мячами.

Оборудование:

  • зеркала, карточки-схемы анализа характеристики звука «Р» по акустико-артикуляционным признакам;
  • магнитная доска;
  • картонный «ларчик»;
  • мячи из разного материала(ватный, стеклянный, пластмассовый, поролоновый, резиновый, кожаный), разного размера(большие и маленькие) и разного цвета (желтый, разноцветный);
  • картинки с автоматизируемым звуком.

Ход непосредственно образовательной коррекционной деятельности:

1. Оргмомент

Логопед: Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, у меня в руках яркий, разноцветный, картонный ларчик (логопед произносит каждое слово, голосом выделяя звук «Р»). Хотите узнать, что в ларчике?
Логопед:  Тогда ответьте мне, пожалуйста, какой звук я выделила в каждом слове?
Дети: звук « Р».
Логопед: Чтобы ларчик нам открыть, будем звук « ррр» произносить. Вася будет произносить звук «Р» на длинном выдохе, а Вадим – на коротком.

Открывают ларчик, в котором лежат мячики, разного цвета, размера и материала.
Дети рассматривают мячики, трогают, щупают их.

2. Характеристика звука по акустико-артикуляционным признакам с опорой на схему

Логопед:  Ребята, перед вами три схемы, выберите ту, которая подходит для характеристики звука «Р».
(Дети выбирают подходящую схему)
Логопед:  Почему вы выбрали именно эту схему?
Дети: Потому что звук «Р» согласный, звонкий, твердый, когда мы произносим звук «Р» губы улыбаются, а между зубами есть маленькое расстояние, а кончик язычка дрожит за верхними зубами. (подтверждая показом опорной таблицы).
Логопед:  Сегодня мы будем продолжать учиться правильно, произносить звук « Р» в словах и предложениях. Когда мы произносим этот звук, язычок должен быть крепким, выдыхаемая воздушная струя – сильной. Сделаем упражнения для язычка.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Блинчик»

– Мы играем с язычком –
На губу его кладем.
Сразу блинчик получаем,
Дуть на блинчик начинаем.

Упражнение: «Качели»

– Вы пошире улыбнитесь,
Язычком зубов коснитесь.
Вверх, вниз не ленитесь,
На качелях прокатитесь,

(Движения выполняются ритмично под счет до 10)

Упражнение «Фокус»

На носах мячи из ваты,
Надо сдуть их нам, ребята.
Язычок мы поднимаем,
Плавно дуем и сдуваем.

(Логопед следит, чтобы мячик летел строго вверх)

4. Пальчиковая гимнастика с мячами-ежиками

Логопед достает из ларчика мячики-ежики, дает их детям.

Логопед:  Вася, из чего сделан твой мячик?
Вася: мой мячик из твердой резины, он резиновый.
Логопед:  Вадим, что можно еще сказать про эти мячики?
Вадим: они твердые, колючие.
Логопед:  

Мячик-ежик, не скучай,
А с детьми ты поиграй!
Я мячом круги катаю (между ладонями)
Взад-вперед его гоняю,
им поглажу я ладошку,
будто я сметаю крошку
И сожму его немножко, (сжимаем)
Как сжимает лапу кошка
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

5. Произнесение прямых и обратных слогов

Логопед:  Вадим, достань из ларчика мячик из железа (достает железный мячик).
Логопед:  Вася, с каким мячиком мы будем играть?
Вася: Мы будем играть с железным мячиком.
Логопед:  Вадим, что еще можно сказать про этот мячик?
Вася: Он железный, тяжелый, холодный.
Логопед:  РА-РА-РА продолжается игра. Мячик, мячик, ты катись с обратным слогом ко мне вернись.

Образец: РА --------АР

АР----------РА
РО --------ОР
РУ --------УР
РЫ --------ЫР

ОР----------РО
УР ---------РУ
ЫР ---------РЫ

6. Произнесение звука «Р» в словах с прямым и обратным слогом

Логопед достает из ларчика кожаный разноцветный и серый шерстяной мячики и дает их детям.

Логопед:  РУ-РУ-РУ – продолжаем мы игру. Вася, с каким мячиком будешь играть?
Вася: Я буду играть с разноцветным кожаным мячиком.
Логопед:  Вадим, ты с каким мячиком будешь играть?
Вадим: Я буду играть с шерстяным серым мячиком.
Логопед:  

Вася мячик свой бросает
И картинки называет,
Но картинки только те,
Где звук «Р» стоит в конце. (Помидор – мухомор – самовар – топор – катер – сыр).

Вадик мячик свой бросает
И картинки называет ... со звуком «Р» в начале слова. (Рак – ручка – ружье – рот – руки – рысь – рыба – робот – рыбак)

7. Развитие функции словоизменения

Мячик из поролона мы берем, следующую игру начнем: «Один – много»

РА-РА-РА будем изменять слова.

Логопед произносит слово в ед. числе бросая мяч в руки ребенка, ребенок возвращает мяч изменяя слово – нора – норы и т. д

Нора
Горы
Мухомор
Дорога
Ворона
Удар
топор
робот
пирог
рука – руки
светофор – светофоры
забор – заборы

8. Логопед:  Вадим, в ларец загляни, мячик из стекла возьми. Вася, как называется мяч из стекла?
– Мяч из стекла называется стеклянный.
Логопед:  Вадим, что можно сказать про этот мячик?
Логопед:  Стеклянный мячик прозрачный и хрупкий.
Следующая наша игра называется «Наоборот». Вам нужно закончить мое предложение словом, обозначающим признак предмета с противоположным значением.

Логопед поочередно перекатывает мячик ребятам:

Ручеек узкий, а озеро – ... (широкое)
Зима холодная, а лето … (жаркое)
Буратино веселый, а Пьеро … (грустный)
Брат молодой, а дедушка … (старый)
Рома больной, а Сергей … (здоровый)
Журнал новый, а книга … (старая)

9. Развитие фонематического восприятия

Логопед: Предложения исправляем, с мячом резиновым играем. Предложения слушай внимательно, возвращая мячик, исправь его обязательно.(Отбивают мяч об пол)

Образец: Лес растет в мухоморе – Мухомор растет в лесу.

Машина ведет шофера –
Рыба поймала рыбака –
Куры кормят Марусю –
Арбуз купил Роман –
Мусор убирает Раю –

10. Итог занятия

Логопед:  С каким звуком мы сегодня играли?
Дети: Мы играли со звуком «Р»
Логопед:  Какие мячики нам помогали в играх?
Вася: У нас был железный и кожаный мячик.
Вадим: А еще мы играли с резиновым мячиком, поролоновым и стеклянным.
Логопед: Вы сегодня постарались, и я хочу подарить вам по мячику – «бокуган», которые превращаются в роботов.

Дети испытывают восторг.

11. Домашнее задание: дома вам нужно выполнить задание «Робот-рыболов», раскрасить картинки со звуком «Р» и разделить слова на слоги (стр. 17 задание №13 «Уроки логопеда» Г.А. Османова)