Научно-исследовательская работа по проекту "Школа – селу"

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Актуальность: Современная эпоха нарастающей глобализации, наряду с новыми для общества возможностями достижения мировой культуры, остро ставит проблему сохранения особенностей и традиций народов. И здесь главнейшая роль принадлежит образованию, республиканской системе образования с ее этнопедагогическими основаниями.

Цель: Организация  научно-исследовательской работы учащихся по проекту «Школа – селу», ориентация на развитие и социализацию личности как субъекта этноса.

Практическая значимость проекта: проект представляет интерес для школьников, педагогов, всех жителей села. Идеи проекта могут быть использованы всеми, кому небезразлично воспитание подрастающего поколения и развитие родного села.

Апробация проекта: основные направления проекта обсуждались на заседаниях методического объединения  естественно-математического цикла, в школе проведен конкурс проектов «Школа – селу» (2006г). Участие в улусных, региональных, республиканских и других научно-практических конференциях (2006-2013гг.). Проведены внутришкольные НПК «История школы» и «История наслега». Проект рекомендован администрацией села для участия в республиканском конкурсе инновационных проектов.

Структура проекта: Проект состоит из трех направлений: изучения, анализа и внедрения.

Ожидаемый результат проекта:

  • дает возможность учащимся участвовать в улусных, региональных и республиканских  и других конференциях.
  • по материалам научно-исследовательской работы учащихся подготовлены планшеты, буклеты, альбомы и другие творческие работы учащихся.
  • подготовка материалов для публикации на сайте.

I. История родного села

  • изучение истории развития родного села;
  • изучение родословных и составление образовательных родословных;
  • ориентация на возрождение этнокультурных ценностей в новых условиях;
  • ориентация на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации.

II. Глубокий сравнительный анализ статистических данных демографической ситуации в с. Сатагай:

  • сравнительный анализ демографической ситуации в селе, наличия поголовья крупного рогатого скота и лошадей, заготовки сена, молока и мяса в подсобных и коллективных хозяйствах, наличия транспортной техники в с. Сатагай;
  • сравнительный анализ доминирующих заболеваний школьников и населения с. Сатагай;
  • анализ образовательных родословных, благосостояния, наследственных способностей членов родов.

III.  Пути реализации проекта

  • школьный конкурс проектов «Школа  –  селу», «История школы», «История наслега»;
  • участие в НПК «Шаг в будущее» и др., 2006-2013гг.;
  • Изучение и  содействие формированию положительного имиджа села:
  • Подготовка материалов к публикации.
  • Проведение элективного курса “Математическая статистика в научно-исследовательской деятельности учащихся в 9-10 классах”.

Выводы:

Проект «Школа – селу» реализуется с упором глубокого сравнительного анализа статистических данных демографической ситуации в с. Сатагай и истории развития села. Успешно осуществляется в научно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ «Сатагайская СОШ». НОУ «Школа – селу» вносит посильный вклад в развитие имиджевой политики родного села. Надо освещать позитивные, прогрессивные стороны села, уделять особое место успехам односельчан, т.к. молодежь надо воспитывать на положительных примерах. Опыт работы по данному проекту может применить любой педагог во внеурочной деятельности.

Результатом реализации проекта «Школа – селу» является реальная помощь научного общества учащихся в развитии родного села и достижения учащихся. Всего: 32 награжденных – 19 улусных, 10 региональных, 3 республиканских. Доклад Скрябиной Айааны опубликован в сборнике докладов республиканской НПК «II Самсоновские чтения». По материалам научного общества учащихся «Школа – селу» ЦИТ МБОУ «Сатагайская СОШ» опубликованы брошюры «Хронология истории села Сатагай», «Почетные граждане села Сатагай», а также все работы дипломантов и лауреатов НПК в рамках истории школы хранятся в компакт-дисках.

Программа элективного курса “Математическая статистика в научно-исследовательской деятельности учащихся в 9-10 классах”

Одна из важнейших задач школы – сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, научно-исследовательскую деятельность. Научно-исследовательская деятельность – это “витамин” для привлечения интереса к науке. Но в более серьезную научную работу вовлечены лишь немногие.  Причиной является неумение учителя увидеть исследовательскую задачу, направить ученика на её решение, т.е. включить его в научно-исследовательскую деятельность. Для более серьезного вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу наиболее подходит метод проектов. Суть метода проектов: стимулировать интерес к определенным проблемам, предполагающим через проектную деятельность решение этих проблем; совершенствовать умение практически применять полученные знания. Научное общество учащихся “Школа – селу” успешно функционирует вот уже восьмой год. Из опыта работы составлена интегрированная учебная программа элективного курса “Математическая статистика в научно-исследовательской деятельности учащихся в 9-10 классах”.

Цель: привить у учащихся интерес к исследовательской работе посредством применения математической статистики при обработке, анализе и представлении полученных данных.

Задачи:

  • развитие мышления учащихся путем практического применения статистики в таких областях науки как демография, социология, медицина, история, информатика и математика;
  • Владение азами математической статистики на содержательных ( как в математическом, так и прикладном отношениях) примерах;
  • изучение и решение прикладных задач средствами математики;

Знакомство учащихся с содержанием элективного курса усиливает прикладную направленность курса математики в профильных классах. При знакомстве с ней учащиеся осуществляют сбор и анализ статистических данных, в ходе которых предусматривается ознакомление их с простейшими способами регистрации и представления статистической информации, с возможностями её использования для получения выводов об изучаемых явлениях.

Статистика обеспечивает переход от реального мира к вероятностным моделям. Окружающий школьников мир выступает в качестве живого источника, а наблюдение его объектов как средство открытия математического аппарата.

Данный элективный курс способствует формированию научного мировоззрения, умения работать с количественной информацией, представленной в различной форме, адаптации учащихся в современном мире.

Учебно-тематический план

Основное содержание

Кол-во
часов

Структура занятий

1. Демография

7

 
  Статистика населения:
– численность населения
– соотношение полов
– средний возраст населения
– рождаемость
– уровень рождаемости одной женщиной
– смертность
– средняя продолжительность жизни
– половозрастная смертность
– младенческая смертность
– естественный прирост населения
– миграция населения
– абсолютный прирост населения
– половозрастная структура населения
 Возрастные группировки:
– группировки населения в зависимости от трудоспособного возраста
– экономически активное население
– число безработных
– демографическое старение
  Вычисление основных показателей демографии.
Сравнительный анализ показателей демографической ситуации
с.Сатагай, РС(Я), РФ.
2. Медицина

2

 
  Статистика охраны здоровья:
– Заболеваемость населения
– Число больных, состоящих на диспансерном учете

– алкоголизм;
– инвалидность.

  Вычисление основных показателей демографии.
Сравнительный анализ показателей демографической ситуации с.Сатагай, РС(Я), РФ.
3.  Информатика

5

 
  – Картотека жителей наслега в электронном виде
– Вычисление среднего возраста жителя наслега по программе MS Eхсel
– Вычисление рождаемости одной женщиной наслега по программе MS Eхсel
– Вычисление средней продолжительности жизни по программе MS Eхсel
  Вычисление основных данных с помощью Ехсеl/
4. Краеведение

1

 
  – Долгожители села
– Родословные жителей наслега
– История наслега
  Возрастные макроциклы.
Образовательные родословные.
5. Риторика

3

 
  – Защита доклада
– Ответы на вопросы по данной теме
– Выступление на НВК
– Участие в различных НПК по данной теме
  Подготовка к НПК.
6. Математика

7

 
  – Нахождение коэффициентов рождаемости, смертности, младенческой смертности
Графическое изображение статистических данных
Нахождение коэффициента увеличения семьи
  Диаграммы, формулы, вычисления.
7. Социология.

2

 
  – Социологический опрос
– Занятость населения
– Типология семей
  Социологизация.
  Всего:

32ч.

 

Использованная литература:

  1. Материалы из Интернета по организации научно-исследовательской работы с учащимися.
  2. Материалы из Интернета по организации проектной деятельности в учебном процессе и во внеурочное время.

Приложение: проект «Школа – селу» в программе Mindiet MindManager