"Вводные слова". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • закрепить знания о вводных словах, сформировать навык постановки знаков препинания при вводных словах;
  • формировать коммуникативную компетенцию, развивать речь, умение конструировать предложения с вводными словами, логически строить высказывание; развивать навыки само- и взаимоконтроля;
  • через дидактический материал урока формировать культурологическую компетенцию учащихся, пробуждая интерес к своему городу, любовь к родному краю.

ХОД УРОКА

Оргмомент. Приветствие

(Слайд 1) Здравствуйте, ребята. Рада снова вас видеть. Предлагаю работать сегодня быстро и весело.

Определение темы и целей урока

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.
Как вы думаете, чем займемся сегодня?
Вы правы, темой нашего урока по-прежнему будут вводные слова. (Слайд 2) Зачем нужно знать вводные слова?
Какие задачи будем решать сегодня на уроке? Да, нужно вспомнить, что представляют собой вводные слова, в чем их отличие от других слов в предложении, когда и какие именно слова уместно использовать в речи, какие знаки препинания нужно ставить.

Актуализация знаний

Закончите предложения на слайде:

Вводные слова – это слова и словосочетания, при помощи которых выражают …(отношение к высказыванию, указывают на источник сообщения или порядок мыслей)
Вводные слова членами предложения …(не являются).
В устной речи вводные слова выделяются…(паузой и более быстрым произнесением), в письменной – … (запятыми).

Какие группы вводных слов по значению помните? Зачем нужно их знать?

Степень достоверности сообщения (уверенность,   неуверенность)
Источник сообщения (кому принадлежит сообщение)
Различные чувства
Порядок мыслей и связь между явлениями

(Слайд 4)

Совершенно верно, есть еще 5 группа слов, но об этом позже.

Исправьте ошибки в группировке вводных слов на слайде (Слайд 5):

Степень достоверности сообщения (уверенность, неуверенность): вероятно, кажется, разумеется, к сожалению.
Источник сообщения (кому принадлежит сообщение): с моей точки зрения, таким образом, по-моему, по слухам.
Различные чувства: к общей радости, к стыду, может быть, к великому огорчению.
Порядок мыслей и связь между явлениями: например, во-первых, следовательно, итак. (ошибок нет!)

Очень хорошо! Порадовали.

Работа над темой урока

Вступительное слово

А теперь продолжим разговор об очень близком и знакомом. Кто-то отметил, с какого слайда начался наш урок? Что это за восхитительная картина была? Это один из уголков Северодвинска, просто запечатленный внимательным человеком, чувствующим сердцем красоту и прелесть нашего города. (Слайд 6). Думаю, о нем стоит говорить не только в юбилейный год (а сколько исполнилось Северодвинску?), нам есть чем гордиться и что помнить.
Переверните, пожалуйста, первый лист из раздаточного материала на столах. (Приложение 1) (Слайды 7-9)

В левом верхнем углу на карте России
Одно место люблю, очень сильно.
Там – с ладошку размером, в масштабе – море,
И, как точка, наверно, заштатный город.
Среди синих прожилок на зеленом ковре
Люди исстари жили в чистоте и добре.
                                            Александр Ипатов

Конечно только точка на карте. Но я не могу согласиться с поэтом, говорящем о «заштатном» городе. Северодвинск – один из тех городов России, на которых бесспорно держится Отечество. По мнению гостей города Северодвинск во многом уникален.
За 75 лет наш город стал Государственным центром Российского атомного судостроения. Безусловно всё, что было создано здесь, в свое время не создавалось нигде в мире.
Северодвинск конечно не только промышленный город. Это несомненно культурный центр Русского Севера. В таком кажется небольшом городе есть театр драмы, несколько музыкальных и художественных школ, три института, центры детского и молодежного творчества, три дворца культуры. Своими прямыми улицами, светлыми, нарядными зданиями в старой части города, белыми ночами Северодвинск по словам многих напоминает Санкт-Петербург. Только ночи по-моему у нас белее, чем там.
Северодвинск – северный приморский город. Следовательно вполне логично, что многие улицы и проспекты носят названия, связанные с морем, с севером, с людьми, прославившими Север:

2) Беседа

Какие улицы по названиям связаны с морем и Севером?
Во-первых, проспекты Морской и Беломорский, во-вторых, Приморский бульвар, в третьих, улицы Арктическая, Северная, Полярная, улица Первых причалов, Площадь Корабелов и  т .д.
Многие улицы носят имена тех, кто прославил Север, кто посвятил ему свою жизнь: Ломоносов, исследователи Арктики капитан Воронин, Георгий Седов, Русанов, герои ВОВ Коновалов, Лебедев, Торцев, Трухинов, Чесноков, Героев-североморцев, первостроители Кирилкин, Бутома, Бойчук, Плюснин…
Каким образом, с помощью каких слов я построила свое высказывание?  (С использованием вводных слов) Что смогла передать с их помощью?  Какие чувства испытывает автор этого текса?  Что заметили в тексте? (Нет знаков препинания при вводных словах). Укажите, какие вводные слова необходимо выделить не только интонационно, но и запятыми. Расставьте знаки.
Итак, какую роль играют вводные слова в данном тексте? (Выражают чувства, уверенность говорящего, последовательность мыслей)

2) Обращение к жизненному опыту учащихся

Какие чувства и мысли у вас вызывает город, улица, где вы живете?
Вам еще предстоит многое узнать о Северодвинске.

3) Работа с текстом

Обратимся к следующему листу заданий. (Приложение 1) (Учитель или ученик читает текст, при этом демонстрируются слайды 10-14)

Задание:

 1) вставьте на место пропусков подходящие по смыслу вводные слова, чтобы получилось аргументированное высказывание; 
 2) не забудьте о знаках препинания при вводных словах.

Остров Ягры …,(безусловно),….  заслуживает отдельного разговора.
…(Во-первых),…. пляж Белого моря летом по популярности может соперничать с черноморским побережьем.
…(Во-вторых),…… Ягринский сосновый бор – одно из излюбленных мест отдыха горожан: пикников, лыжных и пеших прогулок.
……(В-третьих),…… живописный комплекс сосновых деревьев и песчаных дюн на морском побережье острова является городским особо охраняемым природным объектом.
……(Наконец),… это одно из памятных исторических мест Севера. 24 августа 1553 года неподалеку от него бросил якорь английский корабль под командованием капитана Ричарда Ченслера. Англичане  облюбовали остров Ягры и в 1555 году построили на этом острове первую на Белом море торговую пристань, которая превратилась в первый русский порт, поскольку других выходов к морю у Русского государства не было. Остров гости прозвали «Розовым» …,(может быть),… потому, что он был покрыт зарослями цветущего шиповника. Когда английский корабль отплывал в Лондон, на его борту было много кустов шиповника, которые …,(возможно, по мнению путешественников),…. примутся и будут расти в Англии.  С тех пор в Ботаническом саду Лондона растет «Роза московита» – потомство ягринского шиповника.

Поработайте самостоятельно с текстом. Вам предстоит наполнить его вводными словами. Какие группы вводных слов уместно использовать здесь? (уверенность-неуверенность и последовательность мыслей) Если кто-то испытывает затруднения, воспользуйтесь таблицей вводных слов на столах. (Приложение 2)
Чтение текста учеником
Как преобразился текст? Какой вывод сделаем? (С помощью вводных слов удобно выстраивать доказательства тезиса)

Но при использовании вводных слов необходимо помнить, что одни и те же слова могут играть разную роль в предложении. (Слайд 15)
Давайте выясним, где слова являются вводными, а где нет. На месте каких цифр нужно поставить знаки препинания?

Небо  над пляжем (1) казалось (2) синим океаном.
Вода вдали (3) казалось (4) была темно-зеленая.
Название острова (1) может быть (2) объяснено так: «ягра» – мелкое песчаное дно реки, моря, а на нашем побережье множество песчаных отмелей.
Может быть (3) многие считают запуск парапланов пустым занятием, но это очень красиво.

Какими приемами будем пользоваться для проверки? (изъятие вводного слова из предложения, замена его другим вводным словом)

Оценка результативности работы

(Слайд 16) Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал урока, с помощью теста.

Взаимопроверка – обмен тетрадями и оценивание. (Слайд 17)

1А    2Б    3Д     4Б    5Б

  • нет ошибок – «5»
  • 1 ошибка – «4»
  • 2 ошибки – «3»
  • 3 ошибки – материал урока необходимо изучить повторно

Подведение итога

Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока. Что повторили? Узнали что-то новое? Спасибо вам за работу!

Домашнее задание на выбор (Слайд 18)

1. Составить 5-6 предложений о Северодвинске, включив в них вводные слова.
2. Списать выданный текст, включив в него подходящие по смыслу вводные слова. Выделить грамматические основы предложений, указать виды односоставных предложений.

В последнее время  Северодвинск активно строит(?)ся и ра(з,с)ширяет свои границы. 30 августа 2013 года на огороженной те(р,рр)итории стройплощадки на берегу реки Кудьмы вдоль улицы Чеснокова был представлен проект застройки жилого комплекса под названием «Речной», включающего в себя семь трех(?)этажных домов и два двух(?)этажных дома. Здесь будут не только жилые постройки, но и газоны, парковка, детская площадка. Первый дом планируют  сдать в конце 2014 года, последний – в конце 2015-го. При строительстве вблизи реки учтут  все требования природоохра(н,нн)ого законодательства.