Устный журнал "По страницам времен года"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: осуществлять экологическое и эстетическое воспитание через красоту времён года.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со сменой времён года, с приметами. Показать красоту природы в любое время года.
  • Развивать театральные способности детей, умение любоваться красками природы.
  • Воспитывать любовь к природе, к окружающему нас миру.

ХОД ПРАЗДНИКА

1 слайд

Учитель:

Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый, зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты?
Кто же эти рукодельницы? (Времена года)

2 слайд

Видеоклип «Времена года»

3 слайд

Волшебница-Природа:

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

А. Кузнецова

Волшебница-Природа: Живут-поживают на свете четыре родные сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень.

1 ученик: Самая старшая из сестёр – Зима. Любит она всё белоснежное, мягкое и пушистое. А вот характер у неё строгий. Не любит она, когда ей перечат, печей не топят, у огня не греются. Рассердится Зима, морозом так дыхнёт, что даже деревья трещат.

2 ученик: Весна – младшая из сестёр, самая весёлая и красивая. Любит слушать журчание ручьёв, звон капели, да соловьиные трели. Все наряды у неё зелёные, яркими цветами украшены. Никогда Весна не сердится, а только смеётся да людские сердца веселит.

3 ученик: Сестрица Лето любит трудиться: в поле, в саду, в огороде, куда не глянь, везде её увидишь. С косарями Лето сено косит, с комбайнёрами на жатве трудится, с трактористами землю пашет, и с весёлой ребятнёй в речке плещется. Любит Лето зелёный наряд, украшенный спелыми плодами, шляпка у неё из спелых колосьев.

4 ученик: Сестрица Осень самая богатая из сестёр. Её закрома полны зерном, овощами и фруктами, соленьями и вареньем. Любит Осень яркие наряды, чтобы огнём горели да золотом блестели. Нарядится Осень, порадует людей красотой своего платья, а потом расплачется, в грязи измажется. Станет сыро и зябко. Умчится Осень в далёкие края, а на смену ей Зима придёт. Так и ходят, по земле, сменяя друг друга зима, весна, лето и осень.

Волшебница-Природа: У каждой из сестёр есть по три сына.

4 слайд

1 ученик: У Зимы – Декабрь, Январь, Февраль. Такие же холодные и сердитые, как их матушка – Зима. Сами в шубы кутаются и людей заставляют.

5 слайд

2 ученик: У Весны – Март, Апрель, Май. Радуются теплу и солнцу, землю украшают, птиц в родные края приглашают.

6 слайд

3 ученик: У Лета – Июнь, Июль, Август. Трудятся рук не покладая, урожай растят, да хлеба  колосят.

7 слайд

4 ученик: У Осени – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Припасы на зиму готовят, урожай сохраняют, да в золото и багрянец леса одевают.

8 слайд

Волшебница-Природа: Пройдут по земле четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень. Пройдут вместе с ними все двенадцать братьев-месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Значит, ещё один год прошёл, а в следующем году …

Все хором: Всё повторится сначала.

Автор сказки: Павлюченко Зинаида Васильевна

9 слайд

Учитель:

Вереницею недель,
Как велит природа,
Кружит время-карусель
Временами года.
По листкам календаря
Ходят друг за другом
С января до декабря
Месяцы по кругу.
Вслед за осенью – зима,
За весною – лето.
Там уж осень, чтоб опять
Зимушка настала…
Карусель свою вращать
Время не устало.
В календарном том ряду
Сменит братец братца.
Сколько месяцев в году?
Правильно, двенадцать.

Л. Завальнюк

10 слайд

Дети поочереди рассказывают стих. «Паровозик-календарь» А.Аксёновой. По одному вагончику «въезжая» в класс.

Паровозик:

Мчит паровозик-календарь,
Вагончиков двенадцать сзади…

1 вагончик:

Вагон один зовут Январь,
Он нас встречает «при параде»:
Он открывает Новый год,
Детишек радует дарами…

2 вагончик:

За Январём Февраль идёт
С метелью, снегом и ветрами…

3 вагончик:

За ним идёт вагончик Март;
Весну собою начинает,
Отдав команду ей: «На старт!»
И вот природа оживает…

4 вагончик:

За Мартом следует Апрель:
Деревья распускают почки,
Сияет солнышко, капель…

5 вагончик:

Вагончик Май везёт цветочки,
Чтоб ими после покрывать
Поля, луга, сады, аллеи…

6 вагончик:

Вагон-Июнь даёт нам знать,
Что лето нас сейчас согреет.

7 вагончик:

В поддержку он себе берёт
Июль-вагончик не напрасно:
Щебечут птицы, всё цветёт
И солнышко сияет ясно…

8 вагончик:

А за Июлем Август мчит,
Народ он радует дарами:
Его вагончик весь забит
Плодами сочными, цветами…

9 вагончик:

За Августом идёт Сентябрь,
Раскрасив листья жёлтым, красным …

10 вагончик:

Но обрывает их Октябрь,
Труд Сентября теперь напрасный…

11 вагончик:

И вот уже бежит Ноябрь,
Дождит, ветрами обдувает…

12 вагончик:

А следом снежный мчит Декабрь,
Состав годичный замыкает!

Дети составляют все вагончики в календарный поезд.

Учитель: Приглашаю всех в путешествие «ПО СТРАНИЦАМ ВРЕМЁН ГОДА»

11 слайд

Исполнение песни «Когда это бывает?»

Волшебница-Природа: Отгадайте, о каком времени года говорится в этой загадке:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

                             (Весной)

12 слайд

1-я страница: «Весна с улыбкой шлёт привет!»

1 ученица:

Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!

2 ученик:

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?

3 ученица:

Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!

4 ученик:

И у пуделя – улыбка!
И в аквариуме рыбка
Улыбнулась из водицы
Улыбающейся птице!

5 ученица:

Вот и получается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная, –
До чего приятная!
Вот такой длины,
Вот такой ширины!
А по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!

Юнна Мориц

Волшебница-Природа:

Весна – это я, весна – это ты,
Весна – это солнце и наши цветы.
Весна – это радость во всех городах.
Весна – это песня на всех языках.

13 слайд

Исполнение песни о весне «Солнышко-зёрнышко»

14 слайд

Ученица:  

Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит, от жаркого луча
Под солнышком сгорая.

Л.Н.Модзалевский

Учитель: А какие приметы весны вы знаете?

1 ученик:

Пусть март стоит студёный
И верба не цвела,
Купается ворона –
Жди солнца и тепла.

2 ученик:

Чинит грач своё гнездо.
Не спешит карась на дно.
В луже плещется ворона.
По сосне течёт смола.
Значит – день ушёл студёный,
Значит – надо ждать тепла.

3 ученик:

Птицы в гнёздах не галдят,
Пчёлы в ульях не гудят,
Муравьи закрыли двери,
Разбрелись по норам звери,
Не летает стрекоза –
Надвигается гроза.

15 слайд

Учитель: Отгадайте весенние загадки.

1. Ой, беда, ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу … (проталинки)

2. Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась … (сосулька)

3. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)

4. Самый первый день весны,

Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась… (верба)

Волшебница-Природа:

К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.

Фильм о Весне

Учитель: Переходим на вторую страницу.

Волшебница-Природа: Отгадайте, о каком времени года говорится в следующей загадке:

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
                                (Лето)

16 слайд

2-я страница: «Лето красное пришло!»

17 слайд

Исполнение песни  про солнышко.

16 слайд

Ученица:

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна – 
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!

Я. Аким

18 слайд

Учитель: Назовите приметы лета.

1 ученик:

Если летний соловей
Пел всю ночь среди ветвей
И умыт росой цветок –
Будет солнечным денёк.

2 ученик:

Закрывают лепестки
Чистотел и ноготки.
Грустно никнет головой
Кашка – клевер луговой.
Одуванчик никнет тоже.
Спят кувшинки на реке.
Значит, скоро хлынет дождик,
Он уже невдалеке.

3 ученик:

Если вечером над полем
Виден радуги наряд,
Комары толкутся роем,
Высоко стрижи летят –
Значит, кончились дожди,
День сухой назавтра жди.
Вьюн распустится с утра,
И вернётся к нам жара.

19 слайд

Цветочная почемучка (отгадки показываю в иллюстрациях)

1. На прогулке видел я
Фиолетовый цветочек.
Это вырос у ручья
Тонкий, нежный … (колокольчик)

2. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый (Василёк)

3. Незатейливый цветок
В желтенькой юбчонке,
Из него плетут венки
Летом все девчонки (Одуванчик)

4. Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички  (Ромашки)

5. Все знакомы с нами: яркие, как пламя,
Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими  алыми … (гвоздиками)

Исполнение танца цветов «Цветочное настроение» (видеоклип)

19 слайд

Волшебница-Природа:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо ясное!
Здравствуй, время дорогое!
Здравствуй, лето красное!

Учитель:

Шмель жужжит,
Расцвел цветок,
Ягод полный кузовок.
На полянке столько света,
Значит, мы в гостях у...

Дети: Лета!

Фильм о Лете

Волшебница-Природа: Отгадайте, о каком времени года говорится в этой загадке:

У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
«Кто ты?» И услышим …(осень)

20 слайд

3-я страница: «Осень – рыжая подружка»

Ученица:

Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть – стесняется.

21 слайд

Исполнение песни «Дождик»

22 слайд

Учитель: А какие приметы осени вы можете назвать?

1 ученик:

Если красный, как гранат,
Над рекой горит закат –
Будет ветреной погода,
Будет хмуриться природа.
Будут листья облетать,
Сад осенний заметать.

2 ученик:

Солнышко в тумане,
Словно в рукавицах.
И летит к жилищу
Пёстрая синица.
Затянуло лужи
Толстым слоем льда.
На деревьях иней –
Скоро холода.

23 слайд

Учитель: Осенняя пора богата грибами. Отгадайте грибные загадки.

1. Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый ... (боровик)

2. Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)

3. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой.
И держат зонтики в руках.
Застигнутые тучкой. (Опята)

4. В роще у берёзки
Повстречались тёзки! (Подберёзовик)

5. Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

6. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежки)

Учитель:

Все про осень говорят,
Что она красавица!
В гости приглашаем мы тебя,
Тебе у нас понравится!

Фильм об Осени

Волшебница-Природа: Отгадайте, о каком времени года пойдёт сейчас речь:

Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везет,
На земле холод трясет.
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
Кто это? (Зима)

24 слайд

4-я страница: «Здравствуй, зимушка-зима!»

1 ученица:

С песнями весёлыми
В старый тёмный лес
Зимушка приехала
С сундучком чудес.

2 ученик:

Сундучок раскрыла,
Всем наряды вынула,
На берёзы, клёны
Кружева накинула.

3 ученица:

Для высоких елей
И седого дуба
Зимушка достала
Снеговые шубы.

4 ученик:

Речку принакрыла
Тоненьким ледком,
Словно застеклила
Голубым стеклом.

(Е. Нилова)

25 слайд

Исполнение зимних частушек

1. Ах, зима, зима, зима,
Русская красавица,
Всех свела ты нас с ума,
Зимушка нам нравится!

2. Не хотят зимой стоять
Без одежды клёны.
Вместо листьев на ветвях
Воробьи, вороны.

3. Ах, вы милые мои
Снегири, синички!
Вам кормушку смастерил я –
Угощайтесь, птички.

4. Во дворе у нас стоит
Снеговик с метёлкой,
Ночью тёмной сторожит
Дом он наш от волка.

5. Из снежинок чистых, новых
Я снегурочку леплю.
И весной её не брошу –
В морозильник поселю!

6. Вот так Дедушка Мороз —
Заморозил всех всерьез.
Посмотри-ка на ребят,
Как сосульки, все стоят.

7. Слушал Дедушка Мороз
Звонкие частушки,
Всем ребятам подарил
Звонкие хлопушки.

(И. Агеева)

Учитель: А какие приметы зимы вы можете назвать?

1 ученик:

Если ночь морозная,
Тихая и звёздная,
Дым из труб идёт столбом –
Значит, ясно будет днём.

2 ученик:

Если рыба зимним днём
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И о лёд стучит хвостом –
Значит, без сомнения
Ждите потепления.

3 ученик:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга – жди метели.

26 слайд

Учитель: Предлагаю вам поиграть в игру «Что мы делаем зимой?»

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты нам ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая «да» иль «нет».
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом плясать мы будем?
Друзья, не устали еще отвечать?
Ну, что ж, тогда всего доброго вам.

27 слайд

Учитель:

Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями,
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями.

На вязах за околицей
Убор из белых бус.
А воздух жжёт, и колется,
И пахнет, как арбуз.

Пришла зима бодрящая,
Звенящая, хрустящая.

О. Высоцкая

Фильм о Зиме

28 слайд

5-я страница: «Наш вернисаж»

Учитель: Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года. Весна – радость и пробуждение, лето – благоухание и свежесть, осень – усталость и грусть, а зима – тишина и сказка. Приглашаем посетить наш вернисаж.
( Выходит ребёнок, читает стихотворение и показывает на соответствующие рисунки детей.)

1. Листья. Жёлтый карандаш –
Это осени пейзаж.

(Показывает на осенние рисунки )

2. Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.

(Показывает на зимние рисунки )

3. Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.

(Показывает на весенние рисунки)

4. Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.

(Показывает на летние рисунки)

5. А вот тут – художник ваш (показывает на всех детей),
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!

6. Друг за другом каждый год
Ходит дружно хоровод.

О. Бундур

29 слайд

Исполнение общего весёлого танца «Весёлый каблучок»

30 слайд

Игра-импровизация «Времена года»

Учитель объясняет условия игры: если речь идет о лете, игроки обмахиваются руками, о зиме — обхватив себя руками, дрожат, весну изображают, показывая «фонарики», а осень — взмахивая руками, будто крыльями.

Солнышко сияет ярко.
Дед Мороз несет подарки.
Птицы с юга прилетают.
Все на пляже загорают.
Грибы собрать пришла пора.
Горку лепит детвора.
Листья с дерева слетают.
Снежные сугробы тают.
На ветвях набухли почки.
В школу мы несем цветочки.
Хоккеисты режут лед.
Пруд купаться всех зовет.
Нудный дождик моросит.
А в берлоге мишка спит.
Мать-и-мачеха цветет.
Наступает Новый год.
Соловьи поют на ели.
Дети шубы все надели.
Улетел от нас скворец.
А игре нашей конец!

31 слайд

Волшебница-Природа:

Двенадцать месяцев бегут
Сменяя время года,
И замыкает снова круг
Волшебница-Природа.

Учитель:

Мелькнут листки календаря
Вот Новый год уже стучится…
От января до декабря
Все это снова повторится!

Вместе:

И каждый год, каждый год
Так идёт круговорот!

32 слайд

Спасибо за внимание!