Актуальность проблемы.
Год 2014 объявлен президентом Годом Культуры, а 2015 – Годом Литературы, в связи с этим одной из актуальных проблем является организация учебных экскурсий как формы воспитательной работы. В современных условиях для успешной организации учебного процесса необходим поиск новых форм, методов и средств подачи материала. Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющаяся важнейшим фактором социализации личности. Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли обучающиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.
"Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной", - эти слова академика Д.С. Лихачева близки каждому учителю, воспитывающему у подрастающего поколения любовь к «малой родине».
Учебные экскурсии в школе имеют, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть обучающимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе, пробудить у них чувство любви к Родине. Огромную роль в активизации деятельности обучающихся играет поисковый метод. Активный поиск литературоведческой информации. Экскурсия – это интеллектуальная деятельность, способствует прочному усвоению знаний. Познавательно-воспитательная направленность, воспитание эстетического вкуса, дифференцированный подход к обучающимся.
Литературные материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
Экскурсии делают процесс обучения более интересным, качественным и результативным. Проблемы воспитания и обучения диктуют необходимость внедрения новых форм работы. Экскурсии являются этой формой учебной работы. Главный смысл состоит в том, чтобы с помощью экскурсий применять новые информационные технологии, погружение обучающихся в историческую эпоху, происходит сплочение коллектива. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Основная цель организации учебных экскурсий как формы воспитательного воздействия - помочь обучающимся полнее освоить курс литературы, исследование возможности использования экскурсий для формирования литературоведческого мировоззрения, формировать положительную самооценку через подкрепление любых успешных действий.
Задачи.
а) обучающие.
- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях;
- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
б) воспитательные.
- развитие коммуникативных навыков;
- приобретение навыков групповой работы;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.
в) развивающие.
- формирование потребности в самопознании и самореализации;
- анализ форм и методов проведения экскурсий;
- изучение предмета через образы, обогащение теоретическими знаниями.
Основная форма работы – групповые занятия (экскурсии, диспуты, заседания). Индивидуальная работа (беседа, консультация, решение актуальных проблем каждого ребёнка). Работа организуется по определенным правилам, основанным на взаимопонимании, желании помочь и понять друг друга, эмоциональной поддержке, создания климата доверия.
Ожидаемые результаты: осознанное активное участие в экскурсионной жизни большинства обучающихся, сформированная учебная мотивация, ориентация на здоровый образ жизни, осознанное желание участвовать в подготовительной работе к экскурсиям, подготовка материала к заочным экскурсиям.
Результатом реализации может стать: создание условий для приобретения общественного, социального опыта, коммуникативной культуры;осуществление преемственности между средним и старшим звеном школы;сплочение детского коллектива, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самобытности личности ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей посредством игровой практики; привлечение внимания родителей к проблемам воспитания обучающихся и организации досуга детей; привлечение к воспитательной работе в школе родительского актива.
Учебные экскурсии подразделяются на литературные и исторические. Их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проведенная как своеобразный урок. Рекомендуется проводить не менее двух экскурсий за учебный год.
После экскурсии рекомендации педагога: для самообразования обучающихся; список литературных источников по теме; рекомендации по посещению цикла экскурсий по данной тематике. Преподавание литературы в школе нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который обучающиеся получают на уроках. Большую роль учителю могут оказать учебные экскурсии по литературным местам.
Экскурсии имеют не только познавательное значение, но еще и большое воспитательное значение. Учебные экскурсии повышают квалификацию учителя. Они позволяют полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально изложить его, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний обучающимися.
Каждая из литературных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки, как учителя, так и обучающихся. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия.
Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. С учетом программных требований и доступности расположения литературно-исторических мест учитель еще до начала учебного года намечает объекты учебных экскурсий.
Самое верное средство прикоснуться к поэту сердцем - посетить его родину, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы. Чтобы экскурсия обогатила ребят неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут, но и настроить обучающихся на активное чтение книг о поэте, писателе и его произведений. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, слухом и языком поэта.
Для внеклассных занятий характерны свои особые формы работы, встречи с поэтами-земляками; занятия-концерты, на которых звучат стихи в исполнении учеников, литературно-краеведческие экскурсии, экскурсии по памятным местам родного края; уроки внеклассного чтения. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.
Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.
Мои мероприятия.
Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности обучающихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний.
Роль самого учителя на таком "уроке" необычно велика. Много впечатлений оставляют у школьников экскурсии по памятным местам края, посещение дома, в котором родился или жил писатель. С. Я. Маршак писал:
Все то, чего коснется человек.
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью…
Я работаю с учениками средних и старших классов - это подростки 12-16 лет. По своему возрасту, развитию и уровню знаний они еще не способны к систематическому и глубокому изучению литературно-краеведческого материала. Ребята этого возраста выступают главным образом как читатели, слушатели и исполнители произведений. Естественно, у ребят появляется желание побывать на родине знаменитых поэтов. К экскурсиям готовимся заранее. Рассказываю о цели посещения литературных мест, советую прочитать биографические, мемуарные и художественные произведения, рекомендую заучить некоторые стихи или отрывки из прозы, указываю справочники, помогающие знакомству с теми местами, куда предстоит отправиться; школьники принимают участие в составлении общего плана экскурсий и распределении конкретных поручений между ее участниками.
"Есенинские встречи", посвященные Дню рождения Сергея Есенина - это добрая и уже многолетняя традиция чествования замечательного российского поэта. Наро - Фоминская земля хранит память о пребывании, пусть недолгого, а всего лишь проездом, – Есенина и Дункан в Литвинове. Проходят годы, но и сейчас не угасла притягательная сила звонкого есенинского слова. А сила эта не только лирическая. К экскурсии в Константиново готовились, провели урок-концерт, на котором звучали стихи С.А. Есенина о природе родного края. Экскурсия на родине С.А. Есенина в с. Константиново дала возможность по-новому воспринять знакомые строки его стихотворений, связала новыми нитями с жизнью и творчеством великого поэта, заставила еще больше полюбить свой край.
НА РОДИНЕ С.ЕСЕНИНА
В самую красивую пору года мы побывали на родине Есенина — осенью. Читали полюбившиеся нам стихи С.А. Есенина. Прошли по местам юности С. Есенина, где формировались личность и творческие пристрастия, чувство родины и любовь к сельской культуре. Выйдя на берег Оки, мы сразу ощутили высоту птичьего полета, где "только синь сосет глаза". (Приложение 2)
Свои впечатления ребята выразили в сочинениях: "Прекрасное золотое утро! Мы едем на родину Сергея Есенина". "Мы побывали в доме его родителей, в школе, где учился Есенин. Сергей учился на одни пятерки! Нам было интересно узнать подробности о нем и его семье". "Понравилось, когда мы с учителем читали стихи на берегу реки Оки".
Конкурс «Волшебная страна – Поэзия» объединил начинающих поэтов Наро – Фоминского муниципального района. Авторские стихи, написанные ребятами, вызвали живой отклик. Среди гостей - жители города и района, большинство тех, кто сам не может жить без поэзии, кто пишет стихи. Практически каждый в этом нежном возрасте пытался хоть чуть-чуть прикоснуться к волшебному миру поэзии. (Приложение 3)
«Места родные, близкие места» фотовыставка - это вернисаж фоторабот наро-фоминцев, посвященный родному краю. Мы с радостью пришли на открытие выставки. Во все снимки вложено столько любви к родной земле, столько гордости за нее, что чувство необъяснимой радости накрывает тебя волной - какая же красота существует вокруг нас, и это - наша малая родина, наша наро-фоминская земля.
Экскурсия в 30 км от Наро-Фоминска в Культурно-образовательный туристический центр "ЭТНОМИР", где обучающиеся познакомились с жизнью, традициями, культурой многочисленных народов, населяющие нашу планету. (Приложение 2)
Мы совершили незабываемую литературную экскурсию по памятным местам Ясная Поляна – Тула. (Приложение 3)
Старинное родовое гнездо, Ясная Поляна, где Л.Н. Толстой родился и провел большую часть жизни, оставила неизгладимое впечатление на ребят. Посетили могилу Л.Н. Толстого. Мы увидели яблоневые сады, посаженные писателем, пруды, пасеку и конюшню. Впечатления у мальчишек и девчонок разнообразны: «Мы смогли услышать настоящий голос Л. Н. Толстого с помощью звукозаписывающего аппарата», - делится Настя Снатенкова. Ионов Владислав: «Меня очень удивило, что каждый шкаф с книгами делился на каждого члена семьи». В Кучерской избе ребята познакомились с традициями крестьянского гостеприимства.
Посетили Малый театр на Ордынке, где посмотрели спектакль «Бедность не порок» по А.Н. Островскому. Ребята были подготовлены к просмотру спектакля, прочитав предварительно пьесу на классном часе. В спектакле звучала музыка Г.В. Свиридова, русские обрядовые, игровые и лирические песни. (Приложение 4)
Единственный мемориальный музей М. А. Булгакова в Москве вызвал у моих ребят бурю эмоций, и огромное желание прочитать произведения, которые были написаны в этой квартире. (Приложение 4)
Наши ближайшие планы это вместе с классом посетить литературные места – Михайловское, Тригорское, Петровское, Переделкино.
Заочная экскурсия.
В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления обучающихся - рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы Интернета.
Путешествуем по Пушкинским местам. Где же бывал Пушкин? Конечно же, все сразу назовут Михайловское, но ведь кроме этого семейного имения есть немало усадеб, сел, которые также были посещены поэтом и не менее любимы им. И естественно они хранят воспоминания об этих посещениях. Так, некоторые села вместе с Михайловским образовали "Пушкинское кольцо". Именно об этом кольце я и хотела рассказать на уроке.
Путешествие по литературным местам Подмосковья: Захарово - Большие Вяземы, полотняный завод им. деда Н. Гончаровой. По ходу лекции глубже знакомимся с жизнью и творчеством поэта, составляем конспект. Итогом работы в классе является написание сочинения-рассуждения.
В пятидесяти километрах от Наро-Фоминска расположен великолепный памятник ХVII века – Полотняный завод, старинная усадьба Гончаровых. Усадьба всегда была знаменита, в свое время ее посещали и Екатерина II, и полководец Кутузов, и многие другие известные личности. Но главный гость усадьбы – великий поэт Александр Пушкин. По легенде в парке долго стояла деревянная беседка, на скамейке которой рукой гения была вырезана надпись "Я влюблен, я очарован, я тобой огончарован…"- одной из лучших красавиц того времени: Наталье Николаевне Гончаровой.
Дети много времени проводят за компьютером, поэтому во время заочной экскурсии используем компьютерную презентацию. После проведения урока-экскурсии увеличился процент детей, которые смогли усвоить информацию.
Заключение.
С каждым годом литературные экскурсии занимают все большее место в работе классного руководителя. Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного и воспитательного процессов использование экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффективными являются те экскурсии, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству того или иного автора.
После посещения Константиново, Мелихово, Ясной Поляны, музеев и театров Москвы А.П. Чехов и Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков и С.А. Есенин, А.Н. Островский стали ближе, а их произведения интереснее и понятнее. Литературные экскурсии не только развивают эстетическую культуру, учат понимать прекрасное, но и помогают выполнять главную задачу школы - привитие любви к родной земле, приобщение школьников к литературе о родном крае, открывая в ней животворный родник гражданского становления личности. Знания, приобретенные обучающимися на уроках, являются тем фундаментом, на котором построены основные компоненты внеклассных занятий.
Во время экскурсий, путешествий, как и на уроках литературы, ребята отвечали на сложные вопросы, замечали стилистические особенности, разгадывали литературные загадки, запоминали художественные элементы и символы. Но только с одним существенным отличием: на аудиторных уроках они это делают опосредованно, через репродукции, тексты, видеоматериалы, схемы, документы, а на экскурсионных уроках – непосредственно. Они могут сформулировать свой личный взгляд на тот или иной экспонат и компетентно заявить: «Я это видел собственными глазами!» А как важно в детском возрасте непосредственное эмоциональное восприятие! Его не заменят никакие, даже самые хорошие издания.
Внеклассная работа помогает воспитывать интерес к книге, знакомит с разными видами искусств. Экскурсии по памятным литературным местам, уроки внеклассного чтения углубляют представление об исторических и культурных связях родных мест с жизнью России, раскрывают богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, "человечнее".
Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.
Опыт работы учителей через экскурсионно-развивающую работу переоценить невозможно. Одно дело – изучать литературу и историю на школьных уроках, другое – увидеть шедевры прошлых столетий воочию. Такое запоминается на всю жизнь!
Эффективность системы экскурсионной работы:
Данная система успешно работает на протяжении почти 20 лет. Большинство классных руководителей поддерживает данную форму воспитательной работы, потому что она позволила нам выстроить эффективную воспитательную систему. Её эффективность мы измеряем такими категориями как “Наши достижения”. Наши достижения на уровне города, района, области значительно возросли, школа стабильно занимает призовые места (олимпиады, конкурсы).
Результат:
- осуществление системной работы с обучающимися школы;
- высокая степень удовлетворённости родителей обучающихся работой школы;
- позитивный настрой педагогов;
- заинтересованность учеников;
- повышение уровня воспитанности обучающихся школы;
- формирование активной гражданской позицией у подростков.
Таким образом, экскурсионная работа не только позволяет включить всех обучающихся в коллективную деятельность, она дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе. Экскурсионная работа помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки, с активной гражданской позицией.
Литература.
- Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.
- Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1982. - С.180.
- Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин и др. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил.
- Агеносов. – М.: Дрофа, 2007. – 300 с. – (Элективные курсы).
- http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар.
http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов.
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета». - Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004.
- Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.
- Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся 1/1.1983 г. У:- Мамонтов А.З., Щерба Н.Н.