Урок музыки по теме "Пьесы-настроения". 1-й класс хореографического отделения

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с пьесами, выражающими чувства и переживания людей.

Задачи урока:

Обучающие:

  • научить определять настроение, выраженное в музыкальном произведении;
  • научить определять перемену настроения внутри произведения.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать у учащихся умение излагать свои мысли, правильно формулировать их, используя музыкальные термины;
  • развитие умения петь хором, слушать аккомпанемент.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру слушания музыкального произведения, любовь к музыке.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Музыкальный материал:

  • «Песенка про ноты» обработка Ж. Металлиди;
  • «Пьеска» Р. Шуман;
  • «Пастушок» С. Майкапар;
  • «Колыбельная песенка» Г.Свиридов;

Дидактический материал: карточки с ребусами, загадки про ноты, нотки-магниты.

Техническое обеспечение: презентация к уроку, компьютер, экран, фортепиано, ноты песни.

План урока:

  1. Орг. момент. Приветствие.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала с использованием презентации.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Орг. Момент. Приветствие.

II. Повторение пройденного материала.

Преподаватель: ребята, давайте вспомним названия нот в песне, которую мы с вами пели на прошлом уроке. Исполняем «Песенку про ноты».

А теперь отгадайте загадки и на нотном стане при помощи нот-магнитов поставьте те нотки, про которые говорится в загадке. Приложение 1

Игра «Расшифруй слово». Ребята, постарайтесь прочитать слово, спрятанное в карточках-ребусах.

Приложение 2

III. Объяснение нового материала с использованием презентации.

Преподаватель:

Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение-загадку. Отгадайте, о ком она?

В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.

Дети: (Клоун.)

Преподаватель: правильно. Молодцы! А теперь посмотрите на экран. Вы видите рисунок замечательного художника Юрия Мацика. Скажите, какое настроение хотел передать художник в этой картине?

Слайд 1

Ответы детей: Весёлое, радостное, смешное.

Преподаватель: Правильно. На рисунке мы видим, как смеётся клоун, как ему нравится летать как воздушный шарик и от этого наше настроение тоже становится радостным как у этого клоуна и художника, который его нарисовал. Музыкальные произведения – это тоже картины, только нарисованы они звуками и сегодня мы с вами услышим, что музыка умеет выражать настроения и чувства людей.

Слайд 2

Вы видите на экране портрет немецкого композитора Роберта Шумана. Давайте послушаем сочинённую им пьесу и определим, какое настроение хотел выразить композитор? (исполняю пьесу на фортепиано).

Ответы детей: Спокойное, ласковое, доброе.

Преподаватель: Правильно, эта музыка очень нежная, ласковая, добрая. Она даже называется ласково – «Пьеска», а не «Пьеса». Это говорит о том, что она небольшая, маленькая. Прислушайтесь, в ней есть две мелодии. Они очень похожи (обе ласковые) и как бы разговаривают между собой. Но первая более спокойная, безмятежная, приветливая (исполняю фрагмент), а вторая – более настойчивая и беспокойная (исполняю фрагмент). Первая мелодия снова звучит после второй и каждый раз как бы успокаивает её. Послушайте! (исполняю пьесу повторно).

А сейчас давайте пофантазируем. Как вам кажется, о чём рассказывает эта музыка? Какую картину можно представить, слушая её?

Ответы детей: дети рассказывают свои истории.

Преподаватель: А мне представилось, как мама рассказывает перед сном добрую, добрую сказку своей маленькой дочке. Согласны? Давайте посмотрим и послушаем. Слайд 3 (видео на музыку Р. Шумана)

Преподаватель: Другая пьеса, которую я вам сейчас сыграю совсем иная по настроению. Она называется «Пастушок». Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар. Перед вами на экране его портрет.

Слайд 4

Ребята, вы знаете кто такой пастушок?

Ответы детей: это мальчик, который пасёт коров или овец.

Преподаватель: Правильно, А чтоб не скучать, пастушок берёт с собой свирель – дудочку, которую, может быть, сам смастерил из дерева, и играет на ней какой-нибудь напев – весёлый, грустный или нежный. Какой по настроению мотив играет пастушок? (Исполняю пьесу).

Ответы детей: Весёлый.

Преподаватель: Да, песенка пастушка весёлая, беззаботная, игривая. Свирель звучит высоко, звонко, но не всегда. Настроение её меняется. Каким оно становится? (Исполняю фрагмент).

Ответы детей: Грустным.

Преподаватель: Как вы думаете, почему? Что может произойти на лугу, где пастушок приглядывает за животными?

Ответы детей: Тучка набежала, дождик пошёл.

Преподаватель: Но вскоре дождик перестал, и опять засияло солнышко.

Слайд 5

Слайд 6

Преподаватель: Вы видите портрет замечательного композитора Георгия Васильевича Свиридова. Среди множества самых разных произведений есть музыка, написанная для детей. Сегодня мы познакомимся с произведением из «Альбома пьес для детей». Это «Колыбельная песенка». Только в этой песенке нет слов, потому, что она написана для фортепиано. Послушайте и скажите, какие настроения, чувства передаёт эта музыка? (Исполняю пьесу)

Ответы детей: Музыка спокойная, нежная, ласковая.

Преподаватель: Да, колыбельную песню поют детям, чтобы успокоить их, приласкать, исполняют нежно. В этой песне нет слов - это инструментальная музыка, но она, как колыбельная песня, плавная, напевная, протяжная. А почему пьеса называется «Колыбельная песенка», а не «Колыбельная песня»?

Ответы детей: Она маленькая.

Преподаватель: Правильно, она небольшая и такая нежная, светлая, что даже название у нее ласковое - «Колыбельная песенка».Послушайте её еще раз.

Слайд 7

IV. Итог урока.

Совместно с преподавателем дети делают вывод о том, что в музыке могут быть переданы разные настроения, чувства, переживания: любовь, нежность, радость, печаль и многие другие.

V. Домашнее задание.

нарисовать рисунок к той пьесе, которая понравилась больше.