Урок русского языка по теме "Связь слов в глагольных словосочетаниях". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (928 кБ)


Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В. Занкова

Цель: дать представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении.

Задачи урока:

  1. создание условия для открытия учащимися новой темы;
  2. обобщение знаний о глаголе;
  3. развитие умения устанавливать грамматические зависимости между глаголами и существительными.

Ход урока

I. Орг. момент

Слайд 2

– Начинаем урок русского языка.

Сегодня на уроке
Будем мы учиться!
Будем вспоминать!
И, конечно, новое будем открывать!

II. Актуализация знаний

– Ребята, какие я слова произнесла? К какой части речи они относятся?(глаголы)

Расскажите всё, что знаете о глаголе.

Слайд 3

Глагол

Часть речи

Действие предмета

Что делать? Что сделать?

Н.в. б.в. п.в.

Число, лицо. Род

III. Введение в тему

– Как вы думаете, мы уже всё узнали о глаголе?

Слайд 4 ?

Сегодня нам предстоит совершить ещё одно открытие в этой части речи. Итак, начинаем!

– Откройте тетрадка. Запишите числе. Приступим работу ( дети смеются).

– Почему вы смеётесь? Я что-то не так сказала? А как правильно? Что я перепутала? Какие части речи я произнесла? Над чем же мы будем вести наблюдение? ( как связаны между собой глагол и существительное)

IV. Открытие нового (работа на интерактивной доске)

– Посмотрите на доску, расскажите что видите. (Глаголы и существительные, в 1 столбике один глагол «расположились «(п.в.), 1 глагол б.в.»посмотрите», а все остальные глаголы н.в.; во 2 столбике есть лишнее существительное «дорожка» (1 скл.) все остальные существительные 2 скл.)

Посмотрите карандашом
Расположились по дорожке
Рисует в окно
Бежит у костра

К группе глаголов подберите существительные так, чтобы получились словосочетания. Запишите. У существительных определите падеж. Условие: каждое слово должно поработать один раз, слова повторяться не должны. (дети соединяют глагол и существительное на интерактивной доске)

На слайде 5

  • Посмотрите в окно (В.п.)
  • Расположились у костра (Р.п.)
  • Рисует карандашом (Т.п.)
  • Бежит по дорожке (Д.п.)

– А можно ли составить другие словосочетания, соблюдая тоже условие. Почему? Попробуйте оставить тот же глагол, то же существительное, но поменяйте падеж существительного. Получается? Почему?

Слайд 6

  • Посмотрите в окн… (Т.п.)
  • Расположились у костр. (Д.п.)
  • Рисует карандаш. (Р.п.)
  • Бежит дорожк. (В.п.)

V. Вывод

Слайд 7 Глагол требует от существительного определённого косвенного падежа.

Дети сначала говорят сами, а потом сравнивают с выводом на слайде.

– Такую связь глагола и существительного называют управлением. Как вы думаете, почему такое название?

VI. Закрепление нового

Работа в парах:

Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами. Укажите падеж существительного

Добежал до …

Подошёл к …

Рисуют …

Подарил...

Забежал за …

Занимается …

Пишет на …

Заклеил…

Дожидался …

Узнал о …

Растут на …

Заклеил…

Вывод повторить (Глагол требует от существительного определённого косвенного падежа.)

VII. Творческая работа

Слайд 8

Что изображено? ( Байкал) Где расположено это озеро?

Чем славится Байкал? Озеро Байкал самое глубокое и чистое озеро планеты

В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит наша река Селенга . Из Байкала вытекает единственная река - Ангара.

Площадь водного зеркала озера Байкал– 31 470 квадратных километров. Максимальная глубина озера 1637 м, средняя - 730 м.

В Байкале воды больше, чем в пяти Великих американских озерах вместе взятых.

Необычайно разнообразен его растительный и животный мир. Сегодня все, что связано с Байкалом, вызывает неподдельный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. Сюда приезжает много туристов из разных стран, чтобы полюбоваться таким чудом.

Не исключением оказался и наш знакомый Нильс из сказки ….?Где родина Нильса ? давайте представим, что Нильс со своими гусями побывал и в нашей родной стороне. Ему очень хочется поделиться впечатлениями об увиденном, но русский язык он знает очень плохо. Давайте ему поможем составить небольшой рассказ о Байкале.

Слайд 9

Летом я …. на …… Видел как волны …. о …..

Мне было приятно ….. на …. и ….. ….. морских волн.

Свежий ветерок …. мне ….. лицо.

Чайки …… …….

– Начало уже есть, нужно только вставить словосочетания: глагол+ существительное. Какое условие вы должны соблюдать? (Глагол должен управлять существительным)

– Кому будет трудно, можно обратиться к справочному бюро.

Справочное бюро

Байкал, стоять, скала, лицо, рыба, бьются, дышать, берег, обдувал, аромат, был

Слайд 10

Проверка

Летом я был на Байкале.

Видел как волны бьются о скалы.

Мне приятно было стоять на берегу и дышать ароматом морских волн. Свежий ветерок обдувал мне лицо. Чайки ловили рыбу.

VIII. Итог урока.

– Ребята, кого у нас сегодня нет в классе? Где Олеся? Когда она приедет с санатория, что вы ей расскажите о сегодняшнем уроке?

Дом. задание.

С. 72 Упр. 100