Цели и задачи урока:
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного,
- воспитание интереса и любви к искусству;
- закрепление знаний и умений в изобразительном искусстве.
Оборудование урока:
- Для учителя: мультимедийный комплекс, ноутбук, аудиозапись музыкальных произведений, репродукции картин русских художников (И. Левитан, В.Стожаров, А Саврасов, К. Коровин и др.); фотографии по теме “Народное искусство”; таблица цветового круга; мягкая игрушка и др.
- Для учащихся: художественные материалы.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Сообщение темы (2 мин)
- Проведение конкурсов. Игровой момент (35 мин)
- Анализ. Обобщение темы (1 мин)
- Подведение итогов, выставление оценок(1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Проверка отсутствующих и проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы:
Сегодня у нас необычный урок. Урок-соревнование знатоков и умельцев в мире изобразительного искусства.
- На уроках мы с вами выполняли работы в основном по трем видам. Назовите, пожалуйста, их?
- Рисование с натуры, по памяти, декоративное рисование и т.д.
- Правильно рисование с натуры, по памяти, представлению - 1, тематическое рисование - 2, декоративное рисование - 3. По этим видам мы и проведем сегодня соревнование и выявим знатоков и умельцев. (Класс можно поделить на группы в зависимости от учащихся, а можно работать с классом в целом). На доске можно повесить табло, куда ставиться баллы по конкурсам.
3. Проведение конкурсов. Игровой момент
Итак, первый этап. Отгадайте загадку:
Я становлюсь волшебником,
Когда они со мной.
Хочу - и дождь из облака
Прольется проливной,
Хочу - и волны синие
Заплещутся в реке.
И взять могу я радугу
И подержать в руке.
Конкурс № 1 написать 10 принадлежностей художника.
Включить спокойную музыку на выбор учителя
Конкурс № 2 Многие поэты, писатели, художники, музыканты и композиторы писали, рисовали о своем родном крае.
Очень красивое стихотворение написал наш башкирский поэт Мустай Карим
Взгляни на глобус:
Вот он шар земной,
На нем Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Пусть на глобусе ты кажешься листком
Горячем занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой
Я восхищен твоею широтой
Итак, Ребята, 2 конкурс заключается в том, что нужно нарисовать пейзаж родного края по всем правилам построения
Какая команда напишет лучшую работу о природе родного поселка?
В качестве фона звучит музыка, видеоряд башкирских пейзажей.
Критерии оценки работы: оригинальность композиции, передача состояния природы, живописность работы. Работа оценивается по 5-балльной системе.
Конкурс № 3. В замечательном поселке проходит ваше детство, самая прекрасная пора в жизни человека. Непременный атрибут детства – игрушки. И сегодня у нас третьим этапом соревнования будет рисование с натуры мягкой игрушки.
Задачи: композиционное решение, пропорциональные отношения изображаемого предмета относительно листа, передача характерной формы, свое отношение к изображаемому предмету.
(7 минут, 5-балльная система) Каждая команда оценивает свою работу. В соревновании участвуют три ученика (по одному участнику из каждой команды). А остальные показывают свои знания, отвечая на вопросы, отгадывая загадки.
Конкурс № 4 Загадки о жанрах изобразительного искусства.
Мы его поставили, а потом рисуем:
Вазочки с цветами, скатерть голубую,
Книга, кисти, краски, даже бутерброд!
О работе скажем – это....... (натюрморт.)Ветки тонкие берез,
через речку узкий мост,
В небе радугу-дугу
И ромашки на лугу,
Нарисует карандаш
Замечательный .......(пейзаж.)Нарисую папу с мамой,
И себя и деда.
Я большой работой занят,
Я пишу.......(портреты.)Портреты пишет портретист
Пейзажи пишет пейзажист,
А что рисует, присмотрись,
Художник наш анималист?
Анималист, анималист
Берет бумаги белый лист,
Пастель, иль уголь, иль гуашь,
Иль акварель, иль карандаш,
Рисует чем угодно знакомых нам ........(животных.)
Вопросы:
- Какие художественные материалы перечисляются в загадке?
- Каких художников-анималистов вы знаете?
Конкурс № 5 “Умелец” - название следующего этапа соревнования (.Конкурс заключается в том что дети рисуют на тарелке узоры, можно на фанерных досках)
3 участника (по одному участнику из каждой команды) выполняют задание в течение 7 минут, а остальные учащиеся отвечают на вопросы
Вопросы командам:
На экране мы видим таблицы с фотографиями изделий народных художественных промыслов. Определить, какие это промыслы.
Возможные варианты ответов имеются на доске.
- Нравятся ли вам эти изделия? Почему?
(они яркие, красочные, радуют глаз и т.д.)
- Какие цвета использовали мастера?
- Из какого материала изготавливали эти изделия?
- Что изображали на изделиях?
Ребята, я читаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. Вам необходимо назвать, о каких цветах упоминается в стихотворении.
Небо, скажите, цветом какое?
В день очень ясный оно голубое,
Серое-серое в пасмурный день.
Белое-белое, если метель.
Черное-черное ночью осенней,
Звездочек блестками небо усеяно.
Желтое, рыжее, красное даже,
Цветом сиреневым небо украшено.
Ярко-закатное, нежно-рассветное,
Небо, какое оно? Многоцветное!!!
Помощники учитывают ответы, и за каждый правильный ответ дети получают 1 балл. Вопросы:
- Назовите основные цвета.
- Какие новые цвета можно получить, смешивая между собой основные цвета?
- Какие наиболее выраженные теплые цвета и холодные вы знаете?
Конкурс № 6 “Фантазер” - последний этап соревнования.
Трем участникам соревнования раздаются листы с изображением различных пятен. Участникам необходимо представить предмет, в изображении которого присутствует и дорисовать недостающие элементы. Можно включить спокойную музыку
Работа оценивается по количеству придуманных предметов (7 минут).
4. Анализ. Обобщение темы
Просмотр работ, выполненных на уроке.
5. Подведение итогов соревнования - подсчёт баллов, заработанных каждой командой, определение лидеров в индивидуальном зачёте.
Объявляется общий результат
Домашнее задание: принести альбомы, акварельные краски, кисти
Примечание: этот урок можно использовать как обычный итоговый урок, а можно в внеклассной работе на кружке.