Урок русского языка по теме "Работа над сочинением-рассуждением по тексту Ю.Графского «Чайки»". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Тип урока – урок развития речи.

Цель: Совершенствовать умение создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Задачи:

образовательный аспект:

  • научить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения;
  • закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации;

повторить разделы науки о языке, такие как:

  1. стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
  2. лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
  3. орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных;
  4. синтаксис – знаки препинания в предложениях с обособленными членами( обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом) и обособленные определения, выраженные причастными оборотами; знаки препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых и в бессоюзных сложных предложениях;

развивающий аспект: формировать умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; развивать творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формирование гражданской позиции, воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.

Оборудование: выставка книг, таблицы, раздаточный материал, текст, диск с записью звуков моря, презентация урока, запись текста для прослушивания.

Ход урока

1. Оргмомент

(слайд 1)

Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации (мотивация).

Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Работа с текстом».

  • Сегодня мы будем учиться писать сочинение-рассуждение – готовиться к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку.
  • А ещё, открою вам секрет, наш урок поможет вам подготовиться к домашней работе.

2. Домашнее задание

(слайд 2):

Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Текст теста №5

  1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
  2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
  3. Сформулируйте позицию автора
  4. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, приведите аргументы.
  5. Сделайте вывод.

3. Введение в тему (беседа).

Слайд №3

Универсальные учебные действия:

  • Мотивация
  • Целеполагание
  • Умение слушать учителя.

Прислушайтесь, что это? (Шум моря…) И только? (Крик чаек.)

А кто-нибудь из вас видел море и летающих над ним чаек? (Подняли руки.)

Что вы испытывали при виде красивых птиц? (примеры).

  • Испытываешь такое восхищение, такой восторг, при виде этих больших птиц с тёмной каймой.
  • Стоишь, словно околдованный, и хочется протянуть какое-нибудь лакомство этой необыкновенной птице, дотронуться до неё…
  • Да, птица, действительно, вызывает восхищение. Но все ли люди при виде морских чаек стоят заворожено, испытывают радость от увиденного и полны добрых побуждений?.. Послушаем …
  • (Экран. Шум моря. Крик чаек. Звучит запись текста). Слайд №4,5

Универсальные учебные действия:

  • Выдвижение гипотезы;
  • Речевое оформление (речевая грамотность);
  • Публичное исполнение.

4. Работа с текстом

Слайд №6

  • Можем ли мы сказать, что перед нами текст?
  • Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.) Слайд №7
  • К какому стилю речи можно отнести этот текст? Слайд №8,9
  • К какому типу речи можно отнести этот текст?
  • Выступление ученика (Публичное исполнение)

Это повествование, т.к. автор не только передаёт в определённой последовательности все тесно связанные между собой события, но и подробно называет их. Мы словно видим всё происходящее. Это достигается за счёт сменяющих друг друга и называющих действия глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, а так же деепричастных оборотов.

Ярко выделяется начало повествования:

место – море, теплоход, Енисей;

время – в один из солнечных дней;

действующее лицо – Юрий Графский.

Середина повествования – рассказывается о красоте морских чаек, бездушии человека, решившего поймать чайку на крючок, о торжестве справедливости и молчаливом осуждении жестокого поступка.

Конец повествования – развязка истории. Это чувство радости за чайку, сумевшую обмануть человека в тёмном пиджаке.

Можно даже сказать, что это рассказ, т.к. перед нами небольшое произведение повествовательного типа, в котором речь идёт о случае, произошедшем с автором.

  • Слайд №10
  • Слайд №11 О чём же этот рассказ? ( Ответы)
  • Слайд №12 Что помогает автору передать свои мысли и чувства, воздействовать на читателя? (средства художественной выразительности).
  • Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем?
  • Слайд №13 -23 Терминологический диктант

Сочетание противоположных по значению слов (оксюморон)

изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение)

чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (гипербола)

образное определение (эпитет)

перенесение значения по сходству (метафора)

расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (градация)

одинаковое начало нескольких предложений (анафора)

одинаковая концовка (эпифора)

членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной на письме точкой, многоточием или тире (парцелляция)

расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (инверсия)

  • Слайд №24-26 (самостоятельная работа)

А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (работа с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)

Листочки с ответами рецензии собираю.На экране проецируется правильный ответ.

  • Все средства художественной выразительности названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю.

(Парцелляция, инверсия.)

 Слайд №27-28

  • Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте?( Предложения с обособленными членами).
  • А какие члены предложения называются обособленными?( Ответы)

Слайд №29-30

Работа с предложением. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством4.

  • Для чего писатель использует в тексте причастные и деепричастные обороты, прилагательные? (чтобы показать красоту птиц)

Слайд №31

  • На какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении?

(Ответы)

(У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила:

  1. безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
  2. О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
  3. Н, НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.

Слайд №32

  • Проверяем и объясняем расстановку знаков препинания!

Слайд №33-34

  • Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.

Слайд №35-36

  • Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторженно замахали руками.

Слайд №37

  • В тесте я случайно, когда печатала, только сейчас заметила, допустила грамматические ошибки, найдите их.
  • Скоро вся палуба была полна людьми.
  • И вдруг появился этот человек… с руками, покрытыми густой паутиной наколки.

Слайд №38

  • Найдите ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, и выпишите их в виде словосочетаний, определите тип связи.

Слайд №39 Итак, какова же главная мысль данного текста?

  • Какую проблему поднимает автор текста?
  • Какова позиция автора? (автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:

В тёмном пиджаке

Руками, покрытыми густой паутиной наколок

Тяжёлая рука

Широкая тёмная ладонь

Едва разжимавшиеся губы

С тёмными наколотыми руками

Слайд №40 Составьте синквейн. Например:

Человек

Бездушный, жестокий

Старался обмануть, поймать, погубить чайку

Вдруг леска оборвалась

Жестокость

Слайд №41 А как вы относитесь к этому человеку?

Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе. Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.

Слайд №43 Итак, мы подошли к нашей основной теме – к написанию сочинения. Из скольких частей должно состоять наше сочинение?

Творческая работа в группах:
1 вариант придумывает вступление к сочинению,
2 вариант – формулирует и комментирует одну из проблем, поднятых в тексте Ю.Графского.
3 вариант – определяет авторскую позицию,
4 вариант – излагает собственное мнение, аргументируя, опираясь на жизненный или читательский опыт,
5 вариант – рассуждает об актуальности проблемы,
6 вариант – придумывает возможное заключение к сочинению.

Свои размышления учащиеся записывают в тетрадь.

В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.

5. Прослушивание коллективной творческой работы.

Один учащийся из каждого варианта поочередно прочитывает созданный фрагмент сочинения. Остальные внимательно слушают, фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.

6. Беседа с элементами анализа коллективной работы.

Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочинения-рассуждения.

Слайд №44 (Рефлексия)

Как вы считаете, что удалось нам сегодня на уроке

Формулирование вывода по уроку учащимися.

  • Чему был посвящен сегодняшний урок?
  • Каковы результаты нашей работы?
  • Подвожу итог.
  • Комментирую оценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ