Цель: популяризация русских народных игр, создание устойчивой мотивации, желания играть в русскую народную игру лапта
Задачи:
- формировать чувства гордости за свою родину, интерес к истории, осознания своей этнической и национальной принадлежности;
- укреплять здоровье;
- совершенствовать жизненно-важные навыки и умения, посредством обучения игре лапта.
Формирование учебных универсальных действий:
- умение активно включаться в коллективную игровую деятельность;
- взаимодействовать со сверстниками в достижении общей цели.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- формирование умения понимать причины успеха / неуспеха игровой деятельности;
- воспитывать способность конструктивно действовать в ситуации неуспеха.
Предметные:
- научить взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игры лапта.
Предварительная работа: знакомство с правилами игры лапта на уроках.
Музыкальный репертуар: танец "Русский перепляс" Русские наигрыши.
Оборудование:
Бутафорские ворота с надписью "Ярмарка народных игр", музыкальный центр, СД записи с фонограммой песен, костюмы скоморохов, бита, резиновый мяч, теннисные мячи, фишки, плакат со словами А.И. Куприна: "Эта народная игра - одна из саамы интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места".
Ход мероприятия
Зал празднично украшен.
Фонограмма 1.
Под музыкальное сопровождение в зал через ворота входят дети и их родители. (5 мин.)
Филя:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
Отворяют ворота,
Проходите, господа.
Участники проходят под музыку и становятся на свои места.
Фонограмма 2.
Филя:
Привет, Тит! Ты куда собрался?
Тит:
Я пришел на ярмарку.
Тут собрался народ
Скоро Ярмарка придет.
Разноцветными флажками!
Филя:
Нет! Блины и калачи -
В теплой пусть сидят печи!
Наша ярмарка другая,
Мы - с народом поиграем!
Тит: А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! (плачет)
Думал подарков купить: матери - платок, отцу - сапоги, бабушке - сережки, а сестренке - ленту, по самые коленки!
Филя: Да что ты, Тит, наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире. Это ярмарка народных игр. У каждого народа своя игра. Я сегодня вас приглашаю на русскую народную игру. Тит, интересно будет, повеселимся.
Филя:
Все, ребята, удалые,
Все, ребята озорные.
Тит:
На ярмарку игры мы всех зовем,
Хоть ничего не продаем!
Филя:
Да, нет же! Продаем!
Продаем хорошее настроение, веселье!
Тит:
На ярмарку нашу пришли команды (кланяются в сторону команд).
Филя:
А гости - бояре, оценят сноровку, ловкость и быстроту участников.
Тит:
Мы желаем от души
Чтоб результаты ваши были хороши!
Филя:
Чтоб не знали сегодня усталости,
И доставили всем много радости!
Тит:
Песни, игры, хороводы,
Не уйдут из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.
Филя:
А вот лапта-
Русская игра!
Подходи посмелей,
В игре не робей!
(слово учителя) (Приложение 1)
Учитель: - Для какой игры нужны бита и мяч? (Ответы)
Учитель (краткая историческая справка о русской народно игре лапта, напоминание правил игры) (Приложение 2).
Разминка
- бег с заданиями (2-3 мин.);
- подводящие упражнения с теннисными мячами (5-8 мин.) (Приложение 3);
- деление на команды;
- работа в группах (капитан устанавливает очередность ударов, повторяют правила и тактику игры);
- жеребьевка;
- двусторонняя игра (два периода по 10 минут);
Фонограмма 3.
ТИТ:
А ну, народ честной!
Подходи посмелей,
Покупай товар, не робей!
ФИЛЯ:
Диво дивное, чудо чудное, а не товар!
Не ходи никуда, а подходи вот сюда!
Гляди, не моргай, рот не разевай,
ТИТ:
А вот песня! Кому песня!
С пылу, с жару, гривенник за пару!
Филя: Приглашаем, Вас, гости - боярыни, и вас, дорогие участники послушать русскую народную песню в исполнении Жмуровой Ксении!
Фонограмма (русская народная песня).
- музыкальна пауза (русская народная песня в исполнение обучающийся Жмуровой Софии);
- подведение итогов;
- рефлексия.
Фонограмма 4.
ТИТ:
Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.
ФИЛЯ:
Ну, вот и последний этап завершен!
Веселым зрелищем выдался он.
ТИТ:
А с ним спортивные наши забавы
Должны завершиться наградой по праву!
Сегодня победителями мы считаем всех
Здесь все вы получили - здоровье, радость, смех!
ФИЛЯ:
Но, наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: "До свиданья!
До приятных, новых встреч!"
Вручаются призы (связки баранок, каждой команде).
Звучит русская народная песня, дети выходят из зала.