Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Одной из целей изучения русского языка в основной школе, заявленных в примерной программе основного общего образования по русскому языку ФГОС второго поколения является воспитание уважения к родному языку, сознательному отношению к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально - эстетических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

На мой взгляд, одним из способов достижения этих целей является использование на уроках русского языка поговорок и пословиц. Пословицы и поговорки переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся - ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. В последнее время интерес к ним заметно вырос. И это не случайно: едва ли можно указать на какую-либо иную форму словесно-художественного творчества народа, которая могла бы соперничать с пословицами и поговорками по известности, убедительности, способности жить долго.

Емкое, общественно значимое содержание в пословицах облекается в лаконичную и изящную форму: "Есть притча короче носа птичья, в ней загадка, разгадка да семь верст правды..." И каждая такая "притча" советует, как поступить, предупреждая о последствиях, напоминает о промахах или ошибках.

Нет нужды много говорить о том, что ничто так не украшает нашу речь, делая ее нестандартной, образной и яркой, как уместное употребление пословиц.

И, наверное, нет необходимости в многословном обосновании тезиса о желательности обращения к этому "живокипящему" источнику в школе всякий раз, когда это только возможно, - на уроках литературы, истории, русского языка.

Языковое пространство пословиц и поговорок очень обширно. Народные изречения - превосходный материал для проведения уроков русского языка.

Работа с пословицами может способствовать углубленному знакомству с этими интереснейшими пластами лексического запаса нашего языка, более эффективной организации словарной, орфографической, лингвистической работы.

Имея под рукой сборник пословиц и поговорок, можно легко найти материал, как для изучения нового материала, так и для закрепления и обобщения.

Рассмотрим лишь некоторые темы, изучаемые в 5 классе.

(Повторение изученного в начальной школе)

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочные слова.

1. Бер:ги ( ) платье снову, а честь смол:ду ( ). 2. Крас:та ( ) до веч:ра ( ), д:брота ( ) навек. 3. Как гн:лой ( ) пень, под заступ гл:дит ( ). 4) Кр:пился ( ), да с ног св:лился ( ). 5) Медведи у волка не г:стят ( ). 6) Скр:пучая ( ) берёза дольше ст:ит ( ). 7) Худое хв:лить ( ) нечего. 8) П:хать ( ) - не руками м:хать ( ). 9) не погл:дев ( ) на пирог, не гов:ри ( ), что сыт. 10) Кто л:жит ( ) на п:чи, тот гложет кирпичи.

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, подбирая проверочные слова и обозначая орфограммы на месте пропусков.

Мелок бро... - по самый ро.. . 2) Моло.. да приго.. - всюду вхо: 3) Был бы поко.., да пришел моро.. . 4) Рот не огоро..: не затворишь воро: 5) И жи..ка слеза, да е..ка. 6) Ноготок увя.. - всей птичке пропасть. 7) Каковы дру..ки, таковы и пиро..ки. 8) По пляске погу..ка, по песне припе.. . 9) Зимою шу..ка не шутка. 10) Гри.. не хле.., ягода - трава.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Зрительный диктант. На доске открывается по одному предложению, учащиеся должны прочитать и записать в тетрадь только слово с непроизносимой согласной в корне слова.

1) Без блина не масленица, без пирога не праздник. 2) Поздно пришёл - кости нашёл. 3) Честных почитай, а гордых презирай. 4) Солнца не закроешь, а правду не скроешь. 5) Счастливый ходит - на клад набредёт, а несчастный пойдёт и гриба не найдёт. 6) Бессовестным глазам не первый базар: они отморгаются. 7) Где естно, там и тесно. 8) Завистливое око видит широко. 9) Одному жить - сердце холодить, а на людях и смерть красна.

4. Буквы и, у, а после шипящих

Прочитайте предложения. Как называются такие выражения? Спишите их, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму на месте пропусков.

1) Щи да каша - пищ.. наша. 2) Ч..ет кошка, чье мясо съела. 3) На бедного Макара все ш..шки валятся. 4) В ч..жой монастырь со своим уставом не ходят. 5) Без сч..стья и в лес по грибы не ходи. 6) По щ..чьему веленью, по моему хотенью. 7) Лиха беда - нач..ло. 8) На ч..жой роток не накинешь платок. 9) Не радуйся нашедш.., не плачь потерявш.. . 10) Всякому овощ., свое время.

Среди приведенных в этом упражнении слов с пропусками нет слов-исключений из правила о правописании гласных и, а, у после шипящих. Составьте со словами-исключениями из этого правила не менее пяти предложений, запишите их, орфограмму обозначьте.

5. Разделительные ъ и ь

Запишите пословицы, вставляя разделительные ъ и ь там, где это необходимо. Условия выбора знаков обозначьте графически.

Черепком нап..юсь, дубинкой отоб..юсь. 2) Не за то волка б. .ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 3) Горе в чужой земле без..языкому. 4) Один хлеба не с..ешь. 5) Найдешь кел..ю и под ел..ю. 6) Хочется пирожок с..есть, да не хочется в подпол..е лезть. 7) И не так под..езжали, да не так от..езжали. 8) Худое молчан..е лучше доброго ворчан..я.

6. - Тся и - ться в глаголах.

Запишите пословицы, восстанавливая их. При списывании обозначьте орфограммы.

Была бы охота, люби и саночки возить.
Любишь катат:ся, а выучит:ся можно.
В одно перо тут третий не суйся.
Где двое бранят:ся и птица не родит:ся.
Надо наклонит:ся, никуда не годит:ся.
С людьми бранит:ся, чтобы воды напит:ся.
Рубашка износит:ся, умей и поправит:ся.
Умел ошибит:ся, а доброе дело не забудет:ся.

Материал для любой темы по орфографии, лексике, пунктуации можно найти в сборнике русских пословиц и поговорок.

Для примера рассмотрим материал 9 класса. Основные темы - синтаксис и пунктуация. Открываем наш сборник "Русские пословицы и поговорки" и опять большой выбор языкового материала.

Сложносочинённое предложение.

Говорит красно, да слушать тошно.

Одному жить - сердце холодить, а на людях и смерть красна.

Медведь пляшет, а поводырь деньги берёт.

И лиса хитра, да шкуру её продают.

Сложноподчинённое предложение.

Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил.

Как сам будешь потчевать, так и люди тебя отпотчуют.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Кто добру учится, тот добром и живёт.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Бессоюзное сложное предложение.

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит.

Иди скоро - нагонишь горе; иди тихо - тебя нагонит лихо.

Слово не воробей: вылетит - жди беды.

В 9 классе часто использую пословицы и поговорки для комплексного анализа предложения. Например, проанализируйте с фонетической, орфографической, лексической, синтаксической, пунктуационной точек зрения следующее предложение: "Лёжа на боку, не заработаешь и на понюшку табаку". Ответ на вопрос учащиеся дают в свободной форме. Вот что написала одна из учениц: "Данное предложение простое, односоставное, определённо - личное. Оно имеет обобщенно - личное значение. Сказуемое выражено глаголом во 2 лице единственного числа. Предложение осложнено деепричастным оборотом, который выделен запятой. С фонетической точки зрения можно отметить слово заработаешь, здесь мягкий знак не имеет звука. Чтобы правильно написать предложение, надо знать некоторые правила:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением: боку(бок), заработаешь(раб);
  • словарное слово: табаку;
  • не с глаголами: не заработаешь;
  • ешь - -ишь всегда с мягким знаком.

С лексической точки зрения меня заинтересовало слово понюшка. В словаре С.И.Ожегова я прочитала, что понюшка - щепотка нюхательного табаку на один приём".

Такие задания чаще всего являются домашними. Дети с удовольствием выполняют их.

Таким образом, пословицы и поговорки являются замечательным материалом для уроков русского языка. Надо только подумать, как интереснее преподнести учащимся задания, чтобы заставить думать, размышлять, развивать творчество, чтобы решить на уроке и учебные и воспитательные задачи.

"Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова", - писал В.И.Даль в "Напутном" к знаменитому сборнику пословиц. И этот призыв прямо адресован учителям - словесникам - людям творческим, тонко чувствующим красоту и образность народной речи и стремящимся передать эту любовь своим ученикам.