Урок литературного чтения. К.Д. Ушинский "Ветер и Солнце". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского.
  • Читать произведение по ролям; отрабатывать навыки выразительного чтения
  • Учить характеризовать героев произведения, находить главную мысль произведения.
  • Воспитывать стремление к доброте, сопереживанию.

Оборудование: произведение К.Д.Ушинского “Ветер и Солнце” (Приложение 1), портрет писателя (Приложение 3), карточки – задания (Приложение 2), цветные карандаши.

Актуализация знаний

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Какой вывод сделали?

- Каких писателей вы знаете?

- Вспомните названия произведений.

Целеполагание

Вычеркни незнакомые буквы, и ты узнаешь фамилию писателя.

ZУGRШWИNSНСQКWVИJLЙ – УШИНСКИЙ

А с каким произведением мы сегодня познакомимся, вы узнаете после того, как отгадаете загадки. По полю рыщет,

Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер)

Ну-ка, кто из вас ответит:
НЕ огонь, а больно жжёт,
НЕ фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(Солнце)

Работа по теме занятия

- А кто догадался, над каким произведение мы сегодня будем работать и кто автор?

-Что должны узнать, чему научиться?

- Правильно, сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. К.Д. Ушинский родился в Туле в 1824 году. Его мать, Любовь Степановна, была образованная, одарённая женщина. Она стала первым учителем Кости Ушинского. Два класса начальной школы он прошёл дома, а потом поступил в гимназию. По образованию К.Д. Ушинский был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через пословицы, загадки, сказки. Поэтому он составил книги для детей: “Детский мир”, “Родное слово”.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Продолжение работы по теме занятия

А теперь познакомимся с текстом. После прочтения вы должны будете ответить на вопрос: О чём поспорили Ветер и Солнце?

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

- Как Ветер доказывал свою силу? Прочитайте.

- Удалось ли ему сдёрнуть плащ с путешественника?

- Дайте характеристику Ветру. (Сердитый, свирепый, злой, холодный)

- Как солнышко доказало свою силу? Прочитайте.

- Дайте характеристику Солнышку. (Ласковое, тёплое, доброе)

- В каких строчках содержится главная мысль текста? Прочитайте.

Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

- Выразительное чтение.

- Чтение по ролям.

Работа над пословицами

Собери пословицы.

Худо тому, кто уменьем ума набирает
Жизнь дана кто добра не делает никому.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый
Счастье тот добывает, на добрые дела.

- Прочитай пословицы, которые подходят к этому произведению. Докажи.

- Какому из героев вы симпатизируете? Почему?

Дорисуйте картинки Солнышка и Ветра героев произведения К.Д.Ушинского “Ветер и Солнце” (Приложение 3 рисунок 2, рисунок 3)

Рефлексия

- Какая тема занятия была? Какую цель ставили? Достигли цели?

- Сейчас, оцените свою работу на занятии: (Графическая рефлексия)

  • Я доволен своей работой на занятии
  • Я хорошо работал, но могу еще лучше
  • Работа не получилась, не доволен собой

Приложение 1

Ветер и солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более,чем гневом.


Приложение 2

Собери пословицы.
Худо тому, кто уменьем ума набирает
Жизнь дана кто добра не делает никому.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый
Счастье тот добывает, на добрые дела.

Приложение 3

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3