Повышение эффективности уроков русского языка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: "Правописание предлогов"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;
  2. формировать навык выделять предлоги в речи на слух;
  3. формировать навыки предложного управления;
  4. закреплять навыки о многозначных словах;
  5. формировать знания о смысловом значении предлогов.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость
  • умение выполнять словесные инструкции
  • коррекция зрительного восприятия, памяти и внимания

Ход урока

1. Организационный момент:

Д/и “Дотронься до...” Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до правого колена, правой рукой до левого плеча, левой рукой до правой щеки и т.д.

II. Мин.чистописания

Прописать буквосочетания Тт Дд

Дать характеристику согласным звукам (согл, твердые, парные, т-глух. д-звонкий)

III. Актуализация знаний

Положите ручку в тетрадь
Положите ручку на парту
Положите ручку под книгу
Положите ручку... книгу

Вы не знаете куда положить ручку? Догадайтесь какое слово я пропустила?

Правильно, я пропустила маленькое слово — предлог

В речи очень нужен я
Все слова мои друзья.
Иногда похож на букву,
Иногда похож на слог.
Вы меня узнали?
Конечно, я предлог.

Сегодня  тема нашего урока “Предлоги”. Расскажите, что вы знаете о предлогах.

Предлог-маленькое слово, служит для связи слов в предложении, пишется раздельно с другими словами.

IV. Основная часть

1. Узнавание, выделение предлогов

Д/и “Узнай предлог” Незнайка не может отличить маленькие слова от предлогов, помогите ему найти предлоги и запишите их в тетрадь.

Уж, ох, на, от, я, ой, с, к, у, по, му, ах, кря, за.

Давайте подскажем, какие предлоги вы выписали (проверка)

2. Послушайте предложения:

  • Волк живет.....логове.
  • Щенок тащит палку.....зубах.
  • Яблоки и груши растут ….дереве.
  • Бабушка испекла пирог ….. капустой.

- Что Незнайка пропустил в этих предложениях? Слова в предложении не связаны по смыслу.

- Что нужно сделать, чтобы предложение звучало красиво? Записать предложения, вставить предлоги.

Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.

3. Работа по карточкам. Приложение 1

Посмотрите на схемы, в которых зашифрованы предложения. Давайте поможем Незнайке вставить предлоги в пустые клеточки. (вставляем в схемы, а затем записываем предложения в тетрадь)

V. Физ.пауза

Я буду называть предлоги и слова-названия. Если я произнесу слово-название, вы плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Услышите предлог-присядите.

Учитель: Трава, о, берёза, без, под, снежинка, гроза, около, радуга, над, день, про, замок, об, собака, за, гнездо, на, из, персик.

Упр. “Дрозд” Я-дрозд и ты-дрозд

У меня нос и у тебя нос (дотронуться до носа)
У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие (дотронуться до щеки)
У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие (дотронуться до губ)
Я-твой друг и ты-мой друг (указать пальчиком)
Оба мы друзья и оба любим друг друга (обняться)

Упражнения для глаз, плечи расправлены, руки опущены вниз, работа только глазами! (Вверх-вниз “Прыгунки”, вправо-влево “Часики”, по кругу “Самолетик”, крепкое зажмуривание и расслабление, “Маятник”-маятник качается вперед-назад, назад-вперед, от желтого к зеленому, потом наоборот)

4. Работа с поговорками. Вставить нужные предлоги. Объяснить Незнайке значение выражений:

  • Зарубить _____ носу. (Хорошо запомнить)
  • Льёт как _____ ведра. (Проливной дождь)
  • Ушки _____ макушке. (Прислушаться)
  • Как снег ____ голову. (Неожиданно)
  • Душа уходит ____ пятки. (Сильно испугаться)
  • Язык _____ костей. (Болтливый человек)
  • Летать ____ облаках. (Не слушать, мечтать).

Вывод: Предлоги со словами пишутся отдельно

5. Работа по карточкам. Приложение 2

Помогите Незнайке найти на картинке слова-предлоги, образовать словосочетания и записать предлоги вместе со словами.

На дереве, над забором, под столом, за ведром, у дерева, в доме.

- Как записали предлоги? Почему?

Придумать и записать предложение с одним из этих предлогов.

6. Д/и “Солнечный зайчик”

Послушайте стихотворение про солнечного зайчика, затем проследите за зеркалом, где бегает солнечный зайчик и назовите куда он спрятался.

Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.

- Выпишите предлоги со словами, которые встречаются в этом стихотворении.

Как можно доказать, что перед нами предлог?

Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

VI. Оценка собственной деятельности. Рефлексия

- У каждого из Вас два смайлика (грустный и веселый), если Вам было интересно и всё понятно, подарите весёлого смайлика Незнайке, а если было грустно и не понятно, подарите грустного смайлика.

VII. Итог урока.

- Ребята, вы сегодня все молодцы! Мне очень приятно, что вы научили Незнайку находить предлоги и раздельно писать с другими словами.