Цель: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;
- формировать навык выделять предлоги в речи на слух;
- формировать навыки предложного управления;
- закреплять навыки о многозначных словах;
- формировать знания о смысловом значении предлогов.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость
- умение выполнять словесные инструкции
- коррекция зрительного восприятия, памяти и внимания
Ход урока
1. Организационный момент:
Д/и “Дотронься до...” Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до правого колена, правой рукой до левого плеча, левой рукой до правой щеки и т.д.
II. Мин.чистописания
Прописать буквосочетания Тт Дд
Дать характеристику согласным звукам (согл, твердые, парные, т-глух. д-звонкий)
III. Актуализация знаний
Положите ручку в тетрадь
Положите ручку на парту
Положите ручку под книгу
Положите ручку... книгу
Вы не знаете куда положить ручку? Догадайтесь какое слово я пропустила?
Правильно, я пропустила маленькое слово — предлог
В речи очень нужен я
Все слова мои друзья.
Иногда похож на букву,
Иногда похож на слог.
Вы меня узнали?
Конечно, я предлог.
Сегодня тема нашего урока “Предлоги”. Расскажите, что вы знаете о предлогах.
Предлог-маленькое слово, служит для связи слов в предложении, пишется раздельно с другими словами.
IV. Основная часть
1. Узнавание, выделение предлогов
Д/и “Узнай предлог” Незнайка не может отличить маленькие слова от предлогов, помогите ему найти предлоги и запишите их в тетрадь.
Уж, ох, на, от, я, ой, с, к, у, по, му, ах, кря, за.
Давайте подскажем, какие предлоги вы выписали (проверка)
2. Послушайте предложения:
- Волк живет.....логове.
- Щенок тащит палку.....зубах.
- Яблоки и груши растут ….дереве.
- Бабушка испекла пирог ….. капустой.
- Что Незнайка пропустил в этих предложениях? Слова в предложении не связаны по смыслу.
- Что нужно сделать, чтобы предложение звучало красиво? Записать предложения, вставить предлоги.
Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.
3. Работа по карточкам. Приложение 1
Посмотрите на схемы, в которых зашифрованы предложения. Давайте поможем Незнайке вставить предлоги в пустые клеточки. (вставляем в схемы, а затем записываем предложения в тетрадь)
V. Физ.пауза
Я буду называть предлоги и слова-названия. Если я произнесу слово-название, вы плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Услышите предлог-присядите.
Учитель: Трава, о, берёза, без, под, снежинка, гроза, около, радуга, над, день, про, замок, об, собака, за, гнездо, на, из, персик.
Упр. “Дрозд” Я-дрозд и ты-дрозд
У меня нос и у тебя нос (дотронуться до носа)
У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие (дотронуться до щеки)
У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие (дотронуться до губ)
Я-твой друг и ты-мой друг (указать пальчиком)
Оба мы друзья и оба любим друг друга (обняться)
Упражнения для глаз, плечи расправлены, руки опущены вниз, работа только глазами! (Вверх-вниз “Прыгунки”, вправо-влево “Часики”, по кругу “Самолетик”, крепкое зажмуривание и расслабление, “Маятник”-маятник качается вперед-назад, назад-вперед, от желтого к зеленому, потом наоборот)
4. Работа с поговорками. Вставить нужные предлоги. Объяснить Незнайке значение выражений:
- Зарубить _____ носу. (Хорошо запомнить)
- Льёт как _____ ведра. (Проливной дождь)
- Ушки _____ макушке. (Прислушаться)
- Как снег ____ голову. (Неожиданно)
- Душа уходит ____ пятки. (Сильно испугаться)
- Язык _____ костей. (Болтливый человек)
- Летать ____ облаках. (Не слушать, мечтать).
Вывод: Предлоги со словами пишутся отдельно
5. Работа по карточкам. Приложение 2
Помогите Незнайке найти на картинке слова-предлоги, образовать словосочетания и записать предлоги вместе со словами.
На дереве, над забором, под столом, за ведром, у дерева, в доме.
- Как записали предлоги? Почему?
Придумать и записать предложение с одним из этих предлогов.
6. Д/и “Солнечный зайчик”
Послушайте стихотворение про солнечного зайчика, затем проследите за зеркалом, где бегает солнечный зайчик и назовите куда он спрятался.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
- Выпишите предлоги со словами, которые встречаются в этом стихотворении.
Как можно доказать, что перед нами предлог?
Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.
VI. Оценка собственной деятельности. Рефлексия
- У каждого из Вас два смайлика (грустный и веселый), если Вам было интересно и всё понятно, подарите весёлого смайлика Незнайке, а если было грустно и не понятно, подарите грустного смайлика.
VII. Итог урока.
- Ребята, вы сегодня все молодцы! Мне очень приятно, что вы научили Незнайку находить предлоги и раздельно писать с другими словами.