Сценарий фольклорного развлечения для старших дошкольников "Зимний хоровод"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • развивать интерес к устному и музыкальному фольклору через народные игры, дразнилки, небылицы, песни, частушки, танцы;
  • развивать образность речи, обогащать словарный запас;
  • создавать условия для формирования гендерных предпочтений и развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности;
  • вызвать у детей радостные эмоции и обогатить новыми, яркими впечатлениями.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы для всех участников, деревянные расписные ложки, аккордеон, музыкальный центр, ноутбук, фонограммы.

В нарядно украшенный зал входят ведущие (воспитатели) в русских народных костюмах и приветствуют собравшихся гостей.

1 ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте! Милости просим к нам в Орехово-Борисово Южное.

2 ведущая:

Красному гостю – красное место!
А хлеб-соль по-старинному!
За хлебом-солью – всякая шутка хороша!

1 ведущая: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.

Звучит мелодия р.н. песни “Во деревне то было в Ольховке”. Ведущие поют.

1 ведущая: Во деревне то было в Орехове

2 ведущая: Во деревне то было в Борисове

Вместе:

Ох, лапти, да лапти, да лапти мои.
Лапти липовые, лыком шитые.
Вы не бойтесь ходите,
Тятька новые сплетет. Эй...

1 ведущая: А девчонки живут в Орехове (в р.н. костюмах выходят девочки)

2 ведущая: А мальчишки живут в Борисове (в р.н. костюмах выходят мальчики)

Ох, лапти....

2 ведущая: Ой, Ивановна! Давно я хотела тебя спросить...(уходят в глубину сцены).

Девочки и мальчики стоят напротив друг друга и начинают словесную перепалку.

Дразнилки

Девочка: Вы зачем сюда пришли? Это наше место!

Мальчик: Соленое вам тесто!

Мальчик: Аня, повтори: иду! Девочка: Зачем?

Мальчик: Ну, повтори: иду!

Девочка: Ну, иду!

Мальчик: У тебя нос в меду!!!

Девочка: Дразнила, дразнила! Во рту кусок мыла

Мальчик:

Наша Настя шустра,
Жарена капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала вкусно!

Девочка:

Паша – каша-требуха,
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят,
Только хвостики торчат!

Мальчик:

Полина – мышка,
На улицу вышла,
На лавочку села,
Комарика съела!

Девочка:

Влад - лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком!

Мальчик:

Аня - баня шла по броду
Решетом носила воду
Мыла, мыла в избе пол
Приморозила подол!

Девочка:

На березу лез Денис,
На веревочке повис,
А все думали: качели,
И качались две недели!

Мальчик:

Ксюша-плюша-колбаса,
На веревочке оса.
А оса пугается,
Ксюшенька – кусается!

Девочка:

Ехал Дима на быке,
Балалаечка в руке.
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала!

Мальчик:

Все девчонки на гулянье,
А Кристинка - крепко спит.
Заиграю в балалаечку,
Сильнее захрапит!

Девочка:

Лошадь ела кашу,
А Егор овес!
Лошадь села в сани,
А Егор - повез!

Мальчик:

У нашей Марины
Все по новой моде:
Чашки, ложки в огороде,
Курочки в комоде!

Девочка:

Ой, как по Москве-реке
Плывет Томас на ведре.
Он не правит, не гребет,
Только песенки поет!

Мальчик:

Ой, ты Лера наша,
Маленького ростика.
На сороку ты похожа,
Только нет хвостика!

Девочка:

Максимка – картошка,
Соломенная ножка,
Сам в вершок,
Голова с горшок!

Мальчик:

Судит Варю весь народ,
Что ленивая растет.
Она на это не глядит,
Еще на печке полежит!

Девочка:

Меня, Вареньку, корили,
Закорить никто не смог.
От меня кора летела,
Как от стеночки горох!
А ты сам - лентяй!

Мальчик:

Наша Вика тоненька,
Как ярова соломинка,
А в лапотки обуется,
Как пузырь надуется!

Девочка:

Владик – гладик- карапуз,
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Владик отпирается:
Это, бабушка, не я!
Это рыжая свинья!

Мальчик:

У Алены был в гостях,
Она плавала во щах.
Я ловил ее, ловил
И половник утопил!

Девочка:

У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Нет, петухи не косолапы,
Косолапы женихи!

Мальчик:

На столе стоит гармошка,
На гармошке – петухи,
Рассердились девочки
И жужжат как мухи!

1 ведущая: Ай, ай, а что это вы заспорили? Вот как расходились, аж пух летит!

Дети продолжают спорить.

Девочки: Все равно мы лучше, мы поем хорошо!

Мальчики: А мы на ложках играть умеем!

Девочки: А мы – танцуем лучше вас!

Мальчики: Ой, кто это вам сказал?

2 ведущая: Не шумите, успокойтесь! Есть у меня волшебное яблочко. Оно поможет решить ваш спор.

Дети встают в круг, передают яблоко со словами:

Катилось яблочко
Да по тарелочке
И попало в руки девочке (мальчику)

Ребенок, у которого яблочко на последнем слове остается в руках, говорит:

Надо не ворон считать,
А на ложечках играть.

Яблочко передается из рук в руки ещё трижды. Дети, которым яблоко достанется, говорят: - а всем дружно танцевать;

- а частушки исполнять;

- а в игру поиграть.

1 ведущая: Вот и хорошо, вот и ладно! Сначала на ложках сыграем, потом потанцуем, да частушки споем!

Проводится музыкально-речевая игра “Веселые ложкари”.

Дети:

Слышим, слышим глухой звук,
Скачут лошади на луг.
Стук копыт звучит задорно
Заиграем мы проворно.

Ведущие:

Как играть? Не понять?
Будем вам мы объяснять.
Будем вместе мы играть!
На свою ладошку положите ложку,
Пальчики зажмите крепко,
Стукните другой вы метко! (проигрыш на ложках)

Дети:

Что за шум стоит в болоте?
Только слышно: ква, ква, ква!
Праздник нынче у лягушек,
Подыграем им, друзья!

Ведущие:

Как играть? Не понять?
Будем вам мы объяснять.
Будем вместе мы играть!
Две ложки между пальцев
И создана квакушка!
Открыть, закрыть ладошку-
Заквакает лягушка! (проигрыш на ложках)

Дети:

Тут прилетел комарик,
Дразнил и кувыркался.
Опасную соседку
Нисколько не боялся!

Ведущие:

Как играть? Не понять?
Будем вам мы объяснять.
Будем вместе мы играть!
Положение лягушка,
А внутри – комарик! (проигрыш на ложках)

Дети:

Играть на звонких ложках,
Легко нам научиться!
Мы создали ансамбль,
Не стоит лишь лениться! (проигрыш на ложках)

2 ведущая:

Эй, вставайте все с завалинки
На веселый танец “Валенки”!

Девочки и мальчики исполняют танец “Валенки” (р.н.песня в исполнении Л.Руслановой)

1 ведущая:

И мальчишки, и девчушки!
Вы пропойте нам частушки!
Под аккордеон дети исполняют частушки.

Частушки

поют мальчики

1.

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не один плясать иду,
Нас идет четыре!

3.

Ах, пятка, носок
Выковыривай песок,
Уж я так попляшу,
Всю вам избу разнесу!

5.

Я иду, иду, иду
Собаки лают на пруду.
Ну, чего вы лаете?
Вы ж меня не знаете!

7.

Эх, лапти мои,
Что мне с вами делать?
Как увидите девчат –
Так за ними бегать!

9.

Эх, топну ногой, да притопну другой.
Сколько я не топочу,
Все равно плясать хочу!

11.

Ох, ты, ох ты!
Все пошили кофты,
А я себе пиджачок
И заплатку на бочок!

13.

Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если не было девчат,
Кто бы пел частушки!

поют девочки

2.

Ой, подружка выходи,
А я уже вышла!
В Орехове запоем,
В Борисове слышно!

4.

Двести сорок песен знаю
Все сейчас перепою
И сама себя потешу,
И гостей развеселю!

6.

У меня в кармане роза,
Роза рассыпучая.
У меня такой характер,
Как крапива жгучая!

8.

Выйду, выйду, попляшу
В новеньких ботинках.
Все мальчишки говорят,
Что я как картинка!

10.

Эх, юбка моя,
Юбка тюлевая,
По морозу босиком зафинтюливаю!

12.

Хворосту я наломаю
Набросаю у ворот.
Заплету я русу косу,
Пусть завидует народ!

14.

Мы мальчишечек своих
Ой, как заприметили!
Поют они старательно,
Танцуют замечательно!

Ведущие:

Ну и, ну и поплясали
Ну и отчебучили!
Вы- то сами не устали,
Игрока замучили!
Игроку за игру 33 лепешки.
Она такая же, как мы, –
Любит из картошки!

2 ведущий: А теперь пришла пора – начинается игра!

Проводится игра “Ремешок”.

Дети напевают: Прячу, прячу ремешок под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит, того бить, колотить (2 раза)

Все сидят в кругу на коленях, глаза закрыты. Водящий с ремешком ходит за кругом и кладет ремешок кому-нибудь за спину. С концом песни все открывают глаза и смотрят, у кого за спиной ремешок. Тот, у кого оказался за спиной ремешок, бежит за водящим, пытается его догнать и несколько раз слегка ударить ремешком. Водящий убегает, стремиться занять место того, кто за ним бегает.

В зал входит новая группа детей (3 девочки средней группы и 5 из подготовительной) и воспитатель (третья ведущая).

Звучит мелодия р.н. песни “Я на горку шла”.

3 ведущая (поет):

Я на горку шла
Тяжело несла.
Уморилась, уморилась, уморилася...

Здравствуйте! Идем мы на горку кататься, да слышим:

Веселится кто-то, песни поет! Вот и заглянули к вам.

1 ведущая: Здравствуйте, люди добрые! Это мы здесь песни поем, играем. А вы, чем нас удивите?

3 ведущая: А вот сейчас и покажем!

Девочки средней группы исполняют песню “Веселые матрешки” (сл. Л.Некрасовой, муз. Ю.Слонова).

Девочки подготовительной группы исполняют танец “Красный сарафан” (муз. А.Варламова, сл. Н.Цыганова).

3 ведущая: А вы играть любите? Становитесь скорее в круг!

Проводится речевая игра на русскую народную мелодию “Ах вы, сени”, стихотворение И. Михайловой.

Дети стоят в кругу, положив на пол перед собой деревянные ложки.

Ай, дили, дили, дили, Идут дробным шагом по кругу, держа руки на поясе.
А мы кого-то видели! С окончанием музыкальной фразы разворачиваются лицом в круг.
Глазастого, Подносят руки к лицу, изображая “большие глаза”.
Ушастого, Поднимают руки вверх, изображая уши.
Вихрастого, Трясут головой.
Зубастого,
Он сидел под кустом, Присаживаются на корточки.
Громко щелкал языком. Сжимают и разжимают кисти рук.
Берут с пола ложки, встают.
(Говорком.)
Может, это был козел? В круг выскакивает “козел”, бежит внутри круга поскоками.
Может, из лесу пришел Отстукивают ритм ложками
серый волк? Выбегает “волк”
Или медведь? Выходит “медведь”.
Не смогли мы разглядеть, Дети бегут, садятся на стульчики.
Потому что испугались “Козел”, “волк”, “медведь” ловят бегущих, танцуют с
И с испугу разбежались! Ними и передают им свои шапочки.

Игра повторяется.

3 ведущая: Ой, что-то я с вами заигралась, а мои девочки на горку убежали! И мне пора! До свидания!

Звучит русская народная песня - “Как у наших у ворот”.

Появляется Петрушка (воспитатель) и два мальчика подготовительной группы.

2 ведущая: А вот и новые гости на пороге. Гости не простые!

Петрушка: Дай бог тому, кто в этом дому! Незваных гостей принимаете?

1 ведущая:

Добрым гостям всегда рады!
Гость да гость – хозяину радость!
Проходите, милости просим!
Откуда путь держите?

Петрушка:

Жил я поживал, на босу ногу топор обувал,
Топорищем подпоясывался, кушаком подпирался.
Надоело дома сидеть, пошел белый свет поглядеть.
Вышел на матушку на Москву-реку.
На матушке на Москве реке жить нельзя:
Берега кисельные, вода молочная.
Что делать?
Взял я снежную кобылку, соломенную уздилку, поехал.
Еду, вижу – горит у мужика баня.
Я подъехал близко, снежную кобылку остановил.
Она стала – и растаяла!
Соломенную уздилку бычки съели,
Гороховую плетку петухи расклевали.
Вот беда! Так я и попал сюда!
Да приехал не один, а со мной два брата.
Одного зовут Ерема, а другого звать Фома!

Фома и Ерема:

Мы приехали – два брата
В город ваш да из села.
Одного зовут Ерема,
А другого звать - Фома.
Вот Ерема купил лодку,
А Фома купил челнок.
У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Вот Ерема стал тонуть,
Фому за ноги тянуть.
Вот Фома пошел на дно,
А Ерема там давно!

Петрушка:

Кое-как спас этих братцев!
Еле мне хватило сил.
Уж не смог с ними расстаться,
Вот - с собой их захватил!
А что это у вас так скучно стало?
Хотите покататься на карусели?
Ай, дили, дили, дили,
Карусель видна вдали.
Девочки и мальчики,
Куда же вы шагаете?
Шли бы вы на карусель –
Место прозеваете.

Проводится народная игра “Катушка”(к обручу приделаны стержни, на которые нанизаны катушки с лентами). Дети встают напротив катушек, берут их, произносят слова:

Ах, катушка ты катушка,
Ты веселая игрушка.
Будем мы тебя вертеть-
Начинай-ка ты худеть.

Дети наперегонки разматывают свою катушку, поворачиваются друг за другом и под р.н. песню “Ах, вы, сени” бегут по кругу. По окончании музыки говорят:

Ах, катушка ты катушка,
Ты веселая игрушка.
Будем мы тебя вертеть –
Начинай-ка ты толстеть.

Дети наперегонки наматывают ленту на катушку.

Петрушка:

Много мест на карусели
Были все, кто захотели.
А теперь для всех для нас
Грянет музыка сейчас!

Взрослые и дети заводят хоровод под р.н. песню “Во саду ли в огороде”.

1 ведущая:

Разлюбезный друг, Петруша!
С нами весело играл!
Но, с дороженьки далекой
Ты, наверное, устал?

Петрушка:

Ох, устали мои ножки.
Притомились мы с дорожки!

2 ведущая:

Мы тебя, Фому с Еремой
Приглашаем отдохнуть.
Отогреться, отобедать,
А потом пускаться в путь!

Петрушка:

Рад я, что гостеприимство в этом доме процветает.
Накормить любого гостя – здесь за правило считают.
Ну, ведите в горницу, нас вы провожайте.
Пирогами, чаем скорее угощайте!

1 ведущая:

Дорогие гости, спасибо за внимание!
Приходите к нам еще!
До скорого свидания!

Ведущие, Петрушка, дети прощаются с гостями и покидают зал.

Музыкальный руководитель:

Приглашаем всех гостей к столу, отведать крепкого горячего чайку!
Чай с черникой, земляникой, со смородиной, брусникой,
С мармеладом, крендельком, с шоколадом, пирогом.
Чай душевно наливай - душу этим согревай!