Урок истории по теме "Древний Восток. Свет древней цивилизации доходит до наших дней". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель урока: Сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре.

Задачи урока:

Образовательные.

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока.

2. Изучить особенности культуры Древнего Востока.

3. Показать на конкретных примерах вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Развивающие.

1. Развить у учащихся навыки индивидуальных и групповых формах работы, навыки работы с текстом.

2. Развить коммуникативные способности.

3. Развить воображение, внимание.

4. Развить образное и логическое мышление.

Воспитывающие.

1 Расширить кругозор учащихся.

2. Воспитать социальную активность, принципиальность в отстаивании своей позиции.

3. Сформировать представления о Мировой культуре

Методы обучения.

1. Элементы пассивного метода (эпизодические рассказы учителя).

2. Элементы активного метода:

- практическая работа;

- работа с текстом;

- элементы учебной дискуссии;

- обучающая игра.

Формы обучения.

1. Индивидуальная.

2. Групповая.

3. Фронтальная (коллективная).

Технологии. Проблемного обучения с элементами развивающего обучения.

Тип урока. Повторение пройденного материала (систематизация знаний с комплексным применением УУД).

Развиваемые УУД в соответствии с ФГОС второго поколения

Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Предметные
1)Самоопределение (толерантность, гражданская позиция личности);

2)Нравственно-этическое оценивание (оценивание изучаемого материала, исходя из личных ценностей);

3)Развитие ответственности, лидерских качеств и взаимодействий в ученическом коллективе, взаимоотношений при работе в группе)

1)Общеучебные:

-работа с информацией;

-знаково-символические (папирусы, общие символы).

2)Логические:

-анализ информации с выделением важных событий;

-синтез и умение формулировать вывод из полученной информации;

-выбор критериев сравнения;

-установление причинно-следственных связей;

-доказательство фактов;

-логическое рассуждение;

3)ИКТ образование.

Планирование деятельности:

-распределение ролей участников;

-выбор способа сотрудничества;

2)Постановка проблемы и активное участие в ее разрешении;

3)Управление своими действиями и деятельностью членов команды:

-развитие умения работать в команде, с осознанием значимости своего вклада в решении вопроса;

-развитие умения слышать партнера и формулировать свою точку зрения;

-развитие навыков ведения дискуссии.

1)Целеполагание;

2)Планирование процесса и результатов;

3)Контроль (взаимоконтроль) и самоконтроль;

4)Рефлексия и коррекция.

1)Умение работать с источниками, документами, атрибутами культуры и быта;

2)Умение отождествлять исторические эпохи и страны с их особенностями культуры;

3)Территориально-временное ориентирование (умение работать с картой)

4)Связь истории с современностью (значение достижений древней культуры в современном мире)

Результаты:

1) Умение идентифицировать страну и историческую эпоху по предметам культуры и быта.

2) Умение сравнить и выявить сходства и различия культур Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая с анализом причин различий.

3) Знание важнейших особенностей культуры Древнего Востока.

4) Навыки работы с историческими документами и предметами культуры стран Древнего Востока.

5) Умение показать на конкретных примерах вклад народов Древнего Востока в мировую культуру и современную жизнь.

Основные термины: Цивилизация, культура, открытия, изобретения, “чудеса света”, первые мировые религии.

Оборудование урока.

- мультимедийный проектор;

- карты Древних восточных цивилизаций;

- выставка плакатов, книг и предметов, посвященные Древнему Египту, Двуречью, Индии и Китаю.

- “археологические находки” (наглядный материал):

1. Папирус “Суд Осириса”, папирус с египетскими иероглифами, скульптурный портрет Нефертити, сфинкс, жук скарабей, макеты пирамид, календарь;

2. Кружка из глины, изображение Ворот богини;

3. Прозрачное стекло, пурпурная ткань, алфавит, зеркало, изображение корабля древних, чернила;

4. Шахматы, изображение цифр от 1 до 9,0, вата, сахар, фигурка слона, изображение бога Шива;

5. Рис, компас, шелк, бумага, фарфоровые вазочки, игральные карты, медицинские иглы, изображение иероглифов, чай, рисунок Великой Китайской стены.

6. Жемчуг.

Ход урока:

1) Опрос-повторение темы “Древний Восток” (индивидуальный)

2).Работа по карточкам-заданиям (групповая)

3) Практическое задание: по полученным предметам определить, к какой стране они относятся, где были сделаны те или иные открытия, изобретения и т.д. (групповая работа).

Ответы учащихся оцениваются в процессе урока раздачей им соответствующих карточек:

  • Красная – оценка “5”
  • Желтая – оценка “4”
  • Зеленая – оценка “3”
  • Синяя – оценка “2”.

4) Подведение итогов урока, домашнее задание.

Вступительное слово учителя.

Давно исчезли многие государства Древнего востока. Города не были разрушены, засыпаны песком и пеплом пожарищ. На поверхности сохранились лишь немногие памятники, например, египетские пирамиды, Великая Китайская стена. О большинстве государств сохранились лишь полулегендарные рассказы греческих и римских писателей и еще более легендарные сказания Библии.

Но в ХIХ веке начались археологические раскопки, которые продолжаются до наших дней. Археологи нашли остатки дворцов, храмов, крепостных стен, кварталы ремесленников, оросительные сооружения, гробницы, письменные источники. Теперь мы знаем, что народы Древнего востока создали высокую и своеобразную культуру.

ЗАДАНИЕ №1

Ответы на вопросы.

Вопрос 1. Определите, где возникли древнейшие государства Древнего Востока? В долинах, каких рек возникли древние государства Древнего Востока?

Ответ: в долинах полноводных рек Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Хуанхэ.

Вопрос 2. Какие государства Древнего Востока вы знаете?

Ответ: Египет, Двуречье, Китай, Индия, Финикия, Ассирия, Палестина, Персидское царство.

Вопрос 3. Что общего было у таких древнейших цивилизаций как Египет, Двуречье, Индия, Китай?

Ответ: жаркий климат, условия жизни людей, реки (их разливы делали почву плодородной), занятия людей земледелием, организация поливного земледелия (система оросительных каналов, строительство дамб).

Вопрос 4. Цивилизации Древнего Востока носили очаговый характер, их разделяли многие тысячи километров. А как вы думаете, общались ли народы стран Д.В. между собой? Знали ли они о существовании друг друга?

Ответ. Да, знали. Приводят несколько примеров (Финикийские колонии).

Вопрос 5. О египетских пирамидах говорят: “Все на свете боится времени, но время боится пирамид”. Что это означает?

Ответ. Прошли тысячелетия, разрушены города, исчезают реки, умирают люди, но стоят величественные пирамиды – свидетели древнейших цивилизаций, единственное уцелевшее “чудо света”. Они не подвластны времени.

Вопрос 6. Чем образ жизни древних египтян, вавилонян, китайцев, индийцев отличался от образа жизни финикийцев, ассирийцев?

Ответ.

  • Египет, Двуречье, Индия, Китай – земледельцы
  • Ассирия – военная держава,
  • Финикия – мореплаватели, торговцы.

ЗАДАНИЕ №2.

Задание по карточкам (групповая работа).

Класс заранее разделен на 5 команд по 5-6 человек. У каждой команды свое название и эмблема.

Учащиеся сами решают, кто из членов команды будет отвечать на вопрос. На обдумывание дается 1 минута.

1 карточка.

Определите в какой стране появились литературные и фольклорные произведения :

- “Махабхарата” (Индия);

- “Миф о Осирисе” (Египет);

- “Эпос о Гильгамеше” (Двуречье)

- “Повесть о Синухете”(Египет)

- “Рамаяна” (Индия).

2 карточка.

Убрать название, выпадающее из смыслового ряда:

1.Хеопс, Хаммурапи, Рамзес, Валтасар, Мемфис (команда 1)

2.Гильгамеш, Рама, Синухет, Хаммурапи, Осирис (команда 2)

3.Янцзы, Нил, Вавилон, Хуанхэ, Ганг, Тигр (команда 3)

4.Двуречье, Финикия, Урук, Ниневия, Ассирия, Китай (команда 4)

5.Мемфис, Библ, Сидон, Евфрат, Ур, Урук (команда 5)

3 карточка.

Назовите, в какой стране жили:

- Ашока (Индия)

- Тутанхамон (Египет)

- Дарий (Персидское царство)

- Навуходоносор (Двуречье)

- Тутмос Ш (Египет)

-Цинь Шихуанди (Китай)

-Хеопс (Египет)

- Хаммурапи (Двуречье)

- Будда (Индия)

- Конфуций (Китай)

- Ашшурбанапал (Ассирия).

ЗАДАНИЕ №3

Практическое задание.

Представьте себе, что вы вернулись из экспедиции по Древнему Востоку. Какие сооружения, изображения, предметы появились уже в древности, какими мы пользуемся до сих пор?

Команды получают подносы с набором предметов, дают краткую характеристику каждому.

Затем учитель подводит итоги ответов, вместе с учениками выделяя основные события и изобретения древневосточных цивилизаций.

ЗАДАНИЕ №4.

(За правильный ответ ученик получает красную карточку)

Кто из деятелей Древнего Востока мог бы сказать о себе:

Я правил с 1792 по 1750 г. до н.э. мне бог даровал законы (Хаммурапи, Вавилон)

Самые крупные завоевания я совершил около 1500 г. до н.э. при мне границы государства доходили до р. Евфрат. (Тутмос Ш, Египет)

Моя гробница единственная, найденная археологами, не была разграблена и разрушена (Тутанхамон, Египет).

Я была царицей известного царства. Мой скульптурный портрет – это произведение искусства. Он дает представление о моей красоте и мастерстве автора портрета. (Нефертити, Египет)

При мне была создана библиотека глиняных табличек (Ашшурбанапал, Ассирия).

Сначала я был царевичем. Затем я обрел мудрость и стал “просветленным”. Я знаю, что всякая жизнь сопровождается страданиями. Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, ни к кому не испытывать зависти и злобы. (Будда, Индия).

Я учил, что ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости. Что учиться и не размышлять – это напрасное занятие. Но размышлять, и не учиться – это пагубно. (Конфуций. Китай).

Я – великий царь, могучий царь, царь всего света, премудрый, любящий и справедливый, творящий добро, испепеляющий врагов… Тридцать четыре города я осадил, взял, разрушил, снес, огнем спалил…(Синахериб, Ассирия).

ЗАДАНИЕ №5 (при наличии времени).

Что бы нас с вами удивило?

  • В поведении учтивого китайца?
  • В “договоре соли” у египтян?
  • Во внешнем виде жителей Китая, Индии?
  • В хозяйственных занятиях земледельцев Древнего Китая?
  • В школах Двуречья?

Заключительное слово учителя.

Подведение итогов урока.

Тысячи лет прошло с тех пор, как существовали государства Древнего Востока. Казалось бы, лишь немногие сохранившиеся сооружения могут напомнить нам о трудолюбии народов, о могуществе царей, о мастерстве ремесленников. Но и в нашей повседневной жизни мы продолжаем пользоваться изобретениями, которые были сделаны давным-давно в древневосточных государствах.

- Какими открытиями древних жителей Востока до сих пор пользуемся мы с вами?

Письменность, основные мировые религии, секреты различных ремесел, одомашненные животные, достижения науки и искусства.

- В чем основное отличие в культурах стран Древнего Востока?

Ни одна историческая эпоха, как вы убедились, не проходит бесследно.

Какое наследие она оставит потомкам, зависит от людей в ней живущих.

Итоги игры-викторины.

Отмечаются ученики, которые набрали наибольшее количество красных карточек и команды, давшие наиболее полные ответы на вопросы. Этим ученикам выставляется оценка “5” и вручается символический “Орден Знатока Древневосточной цивилизации”.

Домашнее задание.