Урок русского языка по теме "Обобщающее повторение. Причастие и деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • познавательные: систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),

Задачи:

  • обучающие: определить уровень знаний по темам “Причастие” и “Деепричастие”,
  • развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление, внимание, память, логическое мышление, способности через разнообразные виды деятельности;
  • воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения, воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Методы обучения:

  • проблемно-диалогический
  • частично-поисковый

Форма организации учащихся:

  • самостоятельная работа
  • групповая – вариативная работа
  • работа с дидактическим материалом
  • работа в парах
  • рефлексия
  • обобщение.

Тип урока: повторение – обобщение изученного материала

Оборудование: мультимедийный проектор.компьютер, презентация по теме, карточки-эталон, символы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Они хотят посмотреть, чему вы научились на уроках русского языка, как вы умеете работать, как умеете общаться друг с другом. А теперь посмотрите, какая погода за окном? (ответы учеников)

Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний!

На доске записано начало фразы: “Я хочу, чтобы...”, продолжите ее. Учитель:После ответов ребят, если это необходимо, учитель выделяет или обобщает сказанное, делает свое пожелание.

Учитель: Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка, как люди, изучающие сложные и интересные проблемы. Наше путешествие будет происходить в Стране изученных материалов, и мы с вами ненадолго вновь вернемся в детство, вспомним, как мамы и бабушки читали вам сказки, а вы, затаив дыхание, слушали их, боясь пропустить хотя бы слово. Дело в том, что в ходе нашего путешествия мы тоже будем рассказывать сказки, но не обычные, а лингвистические, посвященные тем или иным проблемам. О какой проблеме пойдет речь, вы узнаете, решив лингвистическую задачу.

На доске у вас записаны слова, попробуйте разделить на группы

Задумавшись

Задумавшиеся

Задумывающиеся

Учитель: А почему вы так думаете? Как можно охарактеризовать эти слова?

Ученик: Это можно определить по признаку и суффиксу.

Учитель: Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке?

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами послушаем сказки. О чем говорится в сказках?

1. Жили-были причастие и деепричастие. Были они родными братьями, любили и дорожили друг другом. Причастия любили обитать в художественной литературе, причастия же жили в справочниках, учебниках и энциклопедиях. Только не любили их школьники, никогда не пуская их в свои сочинения. Братья обижались, делались маленькими и невыразительными. И вот как – то раз решили они проучить неразумных школьников и исчезли ото всюду. Не смогли их найти не в учебниках, не в книжках, они просто исчезли. Написали друзья письмо к людям , где просили уважать их не забывать. И люди согласились! Теперь у причастия и деепричастия осталась лишь одна мечта – стать самостоятельной частью речи.

2. В тронном зале его величества короля Глагола стоял невообразимый шум.

Кричали окончания глагола -ат(-ят) и -ут(-ют):

– Не дадим в обиду ближайших родственников!

– Нужно объявить войну Причастию!

– Что скажут уважаемые Спряжения, от которых идет наш славный род!

Глагол еле успокоил расходившихся граждан. Заикаясь от волнения, окончания рассказали о том, что в вотчине Причастия творится неразбериха, а страдают от нее близкие родственники и друзья – суффиксы -ущ(-ющ) и -ащ(-ящ). Никто в королевстве не может разобраться, где какой суффикс писать.

Посовещавшись со своими советниками, король Глагол вынес справедливое решение, которое устроило всех. С гонцами его тут же отправили Причастию для немедленного исполнения.

Перебираясь через бурный поток, разделяющий границы, послы уронили королевский указ, и в нем оказались размытыми некоторые слова. Вот что прочитало Причастие:

“Указ его величества короля Глагола.

Повелеваю! В причастиях, образованных от глаголов ... спряжения и имеющих в 3-м лице множественного числа окончания ..., писать суффикс -ущ(-ющ), а в причастиях, образованных от глаголов ... спряжения и имеющих в 3-м лице множественного числа окончания ..., писать суффикс -ащ(-ящ)”.

Задумалось Причастие... Не знает, как выполнить королевский указ...

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня – Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие способно управлять падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).

С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.

Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.

Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.

– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!

Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...

Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

3. Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частицаНе стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицуНе с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае заявляла: “Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!”.

Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол безНе терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. “Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!” – мрачно изрекала частицаНе, вынужденная стоять рядом с Глаголом.

Так и шло все из поколения в поколение. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием Не пишется раздельно и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная ненависть!

4. Безобразие! Произвол! Это возмутительно! – с такими криками, пыхтя и сопя, в тронный зал вкатилось неуклюжее Деепричастие. – Наказать бунтовщиков, повесив их на первом же суку!

Разъяренного правителя тщетно пытались успокоить подданные. Что же довело его до такого состояния?

Много лет назад Деепричастие издало приказ об обособлении собственной персоны в любом предложении, независимо от того, одно оно или в окружении подданных, в начале, в середине или в конце предложения оно находится. Приказ правителя соблюдался безоговорочно.

И вдруг разведка сообщила, что в королевстве есть бунтовщики, которые не подчинились приказу Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они не желали обособляться..

Ученики: О причастии и деепричастии.

Учитель: Задание: подготовиться и рассказать о причастии и деепричастии.(при этом написать отличительные признаки на стенд).

Учитель: Перед вами текст, который также записан на доске. ( Работа с текстом.) (Слайд1)

1. Художник Борис Иванович в туман... по...кравшись к л...бедям, стал целит...ся.

2. П...думав он решил стр...лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с...девших на озер... .

3. Зар...див ружье пр...готовился выстр...лить.

4. Но стало казат...ся что ни в лебедя а в человека стреля...ш....

5. В...помнилась поэтическая сказка о девушк... пр...враще...ой в лебедя.

6.Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п...пятившись отош...л.

7. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас...ностигр...зивш... им. 8.Такова власть красоты.

Задания:

1. Озаглавить текст.

2. Определить основную мысль текста.

3. Объяснить пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

4. По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.

Ключ №1.

1. Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

2. Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

4. Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь.

5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.

6. Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.

7. Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.

8. Такова власть красоты.

Физкультминутка

Учитель: (карточка). (у доски - 1 ученик)

А сейчас, ребята, перед вами небольшой текст

Ваша задача – найти в нем причастия и деепричастия, записать текст, расставить знаки препинания

Чайка, летевшая над морем, немного покрутив над водой, села на прибрежные камни. Осмотревшись, птица внезапно взлетела. Чем-то обеспокоенная, она парила над водой.

Учитель: Поработаем по вариантам.

Задания на индивидуальных карточках.

Правописание НЕ с причастиями, деепричастиями и глаголами. Раскрыть скобки.

Вариант I

  • (Не)видя, (не)доумевая, (не)зная, (не)чувствуя.
  • (Не)навидеть, (не)брать, (не)истовствовать, (не)домогать.
  • (Не)решенный, (не)навидевший, (не)сказавший, (не)покрыты.

Вариант II

  • (Не)слушая, (не)навидя, (не)решив, (не)имея.
  • (Не)истовствовавший, (не)доумевающий, (не)забыто, (не)ожиданный.
  • (Не)здоровится, (не)уважать, (не)был, (не)любить.

Учитель: Работа на карточке

- определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:

  1. паш...щий
  2. стро...щий
  3. кол...щий
  4. слыш...щий
  5. се..щий
  6. бре...щий
  7. та...щий
  8. вид...щий
  9. бор...щийся
  10. дыш...щий

Ответ запишите здесь:

10
                   

Ответ проверьте по эталону (Слайд2)

У Я  Ю  А  Ю  Ю   Ю  Я  Ю  А
                   

Учитель: Ребята, мы с вами выполнили ряд заданий. Скажите, пожалуйста, выполнили мы поставленные перед собой задачи?

Ученики: Отвечают с места.

Учитель: Перед вами цветные магнитики. Отметьте, пожалуйста, звездочкой.

  • Красный - все успешно,
  • Синий - есть над чем поработать,
  • желтый - совершенно не ясно.

(отметить у доски)

На этом мы с вами завершаем путешествие.

Д/З

1. Сочинить свою сказку про причастие или деепричастие

2. Составить 5 предложений с деепричастными оборотами.

3. Привести примеры из художественной литературы 5 предложения с причастными оборотами.