Урок русского языка по теме "Какого роду, племени? Твое родословие. Семья и город". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

  • дать представление о родословной семьи, вспомнить о родственных словах имён существительных, об именах собственных
  • развивать интерес к семейной родословной, грамотное письмо
  • воспитывать уважение к семейной родословной, любовь к малой родине

Звучит песня “Наш край” (Д. Кабалевский, А.Пришелец)

Мы все – россияне, наша Родина - Россия. Малая родина-это место, где человек родился, пошёл в школу, где его друзья. А главное-родина начинается с отчего дома.

- В каком городе мы живём?

- Сколько лет нашему городу?

- От какого слова произошло название “отчий дом”? Какие ещё родственные слова вы можете назвать? (Отечество, отец, отчество).

Запишите.

- А от какого слова произошло слово “Родина”? Напишите родственные.

Это слово имеет исторический корень “род”, т.е. то единое, что соединяет людей одной семьи с землёй, на которой они живут. “Родина” и “родословная” тоже родственные слова.

- А что такое родословная?

Каждая семья имеет свою историю. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество.

- Почему наш город так называется?

Запишите: Александр Григорьевич Кольчугин. (портрет)

- Как пишется?

Рассказ о возникновении города.

Фамилия переходит от старших к младшим. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная?

Я мама папа бабушка дедушка прабабушка прадедушка

Напишите фамилии, имена, отчества своих родственников.

Доска: предок, потомок, традиция, реликвия (лексико-орфографическая работа)

Предок-тот, кто был перед нами

Потомок - от “потом”, позднее, после.

Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи.

Реликвия - особо чтимые, дорогие по воспоминаниям предметы.

Напишите пословицы:

  • Какого роду, племени?
  • Не далеко от дерева яблочко падает.
  • Каков батюшка, таковы у него и детки.

- смысл

- согласны ли вы с утверждением 2 или 3 пословиц? Приходилось ли вам подобное встречать в своей жизни?

- во всех ли случаях можно утверждать то, о чём говорится в 3 пословице? Почему?

Вывод: Если вы заинтересовались родословной, значит, победили в себе безразличие к предкам, проявили упорство, старательность и трудолюбие, значит, храните в себе память.

Мы с честью храним и чтим память о тех, чьи имена связаны с историей нашего города.

Задание: напишите 5 названий улиц нашего города. Составьте их из разбросанных здесь слогов.

Ве не е де ва Веденеева
ри га на Га Гагарина
ды По бе Победы
со Не ва кра Некрасова
си мо Мак ва Максимова

- Какие из них являются фамилиями?

Кто из вас интересовался происхождением своей фамилии? (прозвища, названия зверей, места рождения, профессий, занятий)

Обсуждение фамилий класса. Напишите фамилии учеников нашего класса, которые произошли от имён.

Вывод: Г.Граудин “Прадеды”

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь знал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже...

Звучат, как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.

Итог: К какому роду вы бы не относились, какую фамилию вы бы не носили, вы жители нашего родного города. И вы должны оставить хороший след после себя.

“Я люблю тебя, мой милый город,
Ты красив собой и вечно молод.
Повторяю с гордостью слова:
О, Кольчугино, ты родина моя!”