Лестница в небо, или Образовательная деятельность учителя русского языка и литературы в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

Разделы: Русский язык


Школа находится в самом человеке.
Джордж Викторович Сультеев,
Директор МОУ «СОШ № 29», г. Ульяновск.

Дорогие коллеги, в этой работе я попыталась очень схематично обрисовать тот путь, по которому, на мой взгляд, нужно идти в нашем, как ни тривиально это звучит, нелегком, но благородном труде. Для меня это лестница в небо, то есть дорога к такому Человеку, которым призван стать каждый из нас, приложив все свои духовные и физические силы, чтобы иметь право на это высокое звание.

Шаг первый:

В начале пути, как мы знаем, лежит желание перемен, желание разобраться в самом себе, изменить что-то в своей жизни.

Отправная точка – неуспешный учитель, неудачный урок, неуспевающий ученик.

Основные проблемы моих учеников:

  • слабое владение формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками;
  • пассивное отношение к процессу познания;
  • неумение выделить главное, сравнить, обобщить, сделать выводы;
  • отсутствие цели образования, мотивации к успешному обучению.

Шаг второй:

определение роли педагога в формировании личности ученика.

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
Аристотель

Задачи педагога:

  • всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывать потенциал каждого;
  • ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур;
  • участвовать в духовном развитии общества;
  • оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, самореализации своих возможностей через опору на положительное в его личности.

Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель русского языка и литературы от природы получил особое право быть проводником междунравственным и интеллектуальным; гуманитарная культура – это культура человековедения и человекосозидания. Поэтому педагог – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам постичь их предназначение.

Процесс познания – творческий процесс, где учитель и ученик – одно целое.

Учитель не имеет права остановиться в своем развитии, ведь, как сказал наш русский гений, Н.В. Гоголь, «христианин – всегда ученик.»

Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них.

Позвольте напомнить вам историю взаимоотношений учителя и ученика, которая, как нельзя лучше, проиллюстрирует эту аксиому.

В начале жизненного пути Виктору Петровичу Астафьеву встретился замечательный человек – Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал русский язык и литературу.

Впервые за все время существования 5 б, даже у лентяев, в графе «поведение» появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки – это было тогда редкостью – и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно.

Дети очень полюбили самостоятельную работу – не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять, творить самим.

В 1953 году в Перми вышла первая книжка Астафьева. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

Учитель, как носитель духовного опыта человечества должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности, к обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств.

В русле духовной, гуманистической педагогики встает задача образования самого учителя, педагога как врачевателя человеческих душ. В школе невозможно работать, в ней надо служить. 

Шаг третий:

выявление способностей ребенка.

Чтобы понимать ребенка, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
Д.И. Писарев

Способности – это владение эффективными способами достижения результата деятельности. Способность не передается по наследству, не транслируется как готовый способ освоения мира, она формируется в процессе активного участия в деятельности. (В.В. Степанова.«Школа развития индивидуальности»)

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей.

Принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, но так же важно относиться к обычному «среднему» ученику как к одаренному.

У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности, но не нужно делать не только интересное, но и все, что нужно, делать с интересом. Для этого необходимо осознавать цель ученичества ежедневно, ведь это путь к осознанию своего места в жизни..

Шаг четвертый:

Самостоятельность – такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, при которой дети учатся самостоятельно

  • наблюдать языковые явления;
  • сравнивать и сопоставлять их;
  • анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.

Иными словами, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Что дают самостоятельно выполненные упражнения или задания?

  • совершенствуют и укрепляют волевую сферу;
  • тренируют в принятии решений;
  • формируют умение защищать свои решения и мнения;
  • воспитывают внимание, целеустремленность, стремление довести дело до конца.

Принципы самостоятельной работы:

  • Самостоятельная работа обучающихся неразрывно связана с развитием их мышления: умение определить цель работы, осознанное выполнение заданий.
  • Принцип постепенного наращивания трудностей.
  • Принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение задач.
  • Самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта учащихся.
  • Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения (объяснение теоретического материала, закрепление, выполнение упражнений, обобщающее повторение, выполнение контрольных заданий.)
  • Связь преподавания с жизнью. Урок есть часть жизни ребенка, проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  • Использование литературных текстов для развития речи обучающихся.
  • Самостоятельная работа – индивидуальная работа, реализующая личностно – ориентированный подход.

Шаг пятый:

Учение есть труд и должно быть трудом, полным мысли
К.Д. Ушинский

Выбор средств, форм, методов для результативного обучения.

Как учить результативно?

С чего начать?

Как построить урок?

  • диагностика личности ученика, диаграмма отношения к предмету;
  • стимулирование общей активности, самостоятельности, личной инициативы, творчества учащихся;
  • условия психологического комфорта;
  • эффективные методы контроля.

Шаг шестойЖ

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило интеллектуального богатства, показатель культуры, эрудиции.
В.А. Сухомлинский

Современному ученику – современный урок

Типы уроков, которые мной используются в педагогической деятельности (узнать все типы современного урока можно, только опробовав их на практике.)

  • Урок – лабиринт;
  • урок – путешествие;
  • урок-соревнование;
  • следствие ведут знатоки;
  • творческая мастерская;
  • урок развития речи: «Пишем сочинение вместе»;
  • урок – спектакль (инсценировки, мини-спектакли, элементы костюмирования);
  • Урок - конкурс
  • урок – практикум;
  • урок – зачет;
  • интегрированные уроки, уроки словесности;
  • уроки внеклассного чтения, посвященные одной теме в течение всего учебного года;
  • урок «погружение в тему» - восстановление культурных народных традиций- «народный календарь», «посиделки», «рождественские колядки» и т.п.

Использование методических находок (своих и ставших своими)

Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды ученых, опыт учителей – новаторов, но и на многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность, развить творческие способности:

  • эпиграф к уроку (не только к уроку литературы, но и к уроку русского языка) – не украшение, а органичный элемент урока;
  • загадки (словарные слова, слова по теме урока – в отгадках);
  • создание «Энциклопедии слова»;
  • ведение тетради – справочника;
  • использование правил в стихах;
  • создание учебных текстов, содержащих изучаемое правило, юмористического характера.

Шаг седьмой:

Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом.
А.Франс

Активизация познавательной деятельности

1. Создание ситуации успеха:

  • Успех начинается с признания детьми права учителя учить (авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся).
  • Психологический климат, обстановка жизнерадостности, создание ситуации общения на уроке.
  • Разумное сочетание репродуктивных и творческих методов, освоение наиболее рациональных способов выполнения задания. (Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь.Китайская пословица.)
  • Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент игры. (Игра – путь детей к познанию мира.А.М. Горький)
  • Начало урока – момент, от которого зависит успех всего урока.
  • Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

2. Оценка деятельности

  • Наряду с цифровой отметкой необходима развернутая текстовая оценка, отметка выставляется в процессе выполнения задания, а не только по итогам всей работы, итоговая отметка за четверть – результат труда, а не случайность.
  • Школьники заранее должны определить, на какую отметку по предмету они претендуют, чтобы оптимально грамотно выбрать формы и методы обучения, способ педагогической поддержки каждого, в заданиях заранее проставляется балл сложности

3. Развитие творческого мышления.

Тренируйте воображение и лелейте мечту.
А.Грин

  • система заданий проблемного, поискового характера с опорой на личный опыт ученика;
  • реализация высокого предназначения человека быть Человеком:
    • понимать;
    • принимать;
    • сострадать;
    • помогать;
    • любить.
  • быть личностью:
    • развиваться;
    • становиться;
    • совершенствоваться;
  • быть творцом:
    • творчески мыслить;
    • созидать.

Потребность детей в творчестве проявляется с самого раннего детства, при этом художественные дарования проявляются у детей ранее, чем другие.

Творчество – возможность воплощать свои замыслы и вдохновение, причем вдохновение – строгое рабочее состояние, у которого есть свой поэтический подтекст. Творчество неразрывно связано с изобретательностью – умением добиваться результата теми средствами, которые есть в распоряжении.

4. Литературное творчество.

Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочным образом, ребенок учится мыслить словами. Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
В.А. Сухомлинский

  • Способствует формированию личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы).
  • Обогащает содержание образования, привлекает внешкольный опыт ребенка.
  • Воспитывает читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественное произведение.
  • Формирует потребность в общении средствами искусства.
  • Преодолевает изолированность между составляющими образовательно-воспитательного процесса.
  • Способствует осознанию учащимися процесса обучения и принятию получаемых знаний в личный опыт.
  • Оценка результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие, духовно- нравственное воспитание.

Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий - направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души.

5. Внеурочная деятельность

Обучение дает навык к труду, образование - к творчеству, воспитание – к адаптации в обществе.
С.П. Капица

У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять.
А.С. Макаренко 

  • Клуб любителей русской словесности «Живое слово»
  • Пресс – центр «Акулы пера», издание школьной газеты, литературного альманаха.
  • Интернет – игры «Русский медвежонок», «Пегас», «Гамотей +», «Ёж» и другие.
  • Олимпиады по предметам.
  • Предметные недели.
  • Областной социокультурный проект «Чистое слово».

6. Проектная деятельность

  • Творческая завершенная работа, соответствующая возрастным особенностям ребенка.
  • Проект - это не любая деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт, а деятельность исследовательская, поисковая, ориентированная на реальный практический результат.

Требования к проекту:

  • наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
  • практическая значимость результатов;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • возможность самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности.

Этапы работы:

  • выбор темы, количества участников;
  • варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики (выдвигают участники с подачи учителя);
  • распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
  • самостоятельная работа по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
  • промежуточное обсуждение полученных данных в группах (в НОУ, групповая работа в библиотеке над источниками);
  • защита проектов, оппонирование;
  • коллективное обсуждение, экспертиза, результаты, оценка.

Виды оформления проекта: 

  • презентация;
  • буклет;
  • сценарий спектакля по произведениям классической литературы, литературно – музыкальная композиция;
  • киносценарий;
  • сборник «Любимые страницы русской классики», «Страшно интересная книга», «10 необычных фактов из жизни писателя»;

7. Исследовательская деятельность

Школьное научное общество «Глобус» 

  • Способствовать более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
  • Вырабатывать умения, навыки самостоятельной работы.
  • Формировать умение применять теоретические знания на практике.
  • Развивать личностные качества ученика.
  • Оказать помощь в выборе будущей профессии учеников.
  • Вырабатывает навыки применения методов научного познания при изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ.

Научно-практические конференции 

Ученики совершают восхождение к уже открытым вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений.

Шаг восьмой:

Поиск единомышленников и сотрудников

Конечно, идти этим путем нелегко, наша профессия жертвенная, это скорее служение, а не работа. Как и вообще на жизненном пути, человек может оступаться, не на все хватает времени, подводят коллеги или дети, страдает без мамы семья… Но стоит ли отказываться идти?

Для себя я твердо решила: пока есть силы, буду карабкаться, Бог и намерения человека целует. Потому хочу всем коллегам пожелать: ТВОРЧЕСКИ ВЫСТРАИВАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ, СВОЁ СЛУЖЕНИЕ! УСПЕХА В ПУТИ!